1, 2, 3, 4, 5 – это надо знать!


О возрастных особенностях поведения детей на дорогах


С начала 2017 года на территории Гафурийского района зарегистрировано 5 фактов дорожно-транспортных происшествий с участием детей, не достигших 16-летнего возраста, из которых 3 случая – наезды на пешеходов по неосторожности самих малышей.

Как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, бывают слишком высоки для психофизиологического развития ребенка. Большая, по сравнению со взрослыми уязвимость детей в дорожном движении объясняется их психологическими особенностями в поведении.

  1. Ребенок – это не взрослый в миниатюре. Физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию на дороге, учитывать возникающие опасности. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом, к тому же и сам ребенок не виден из-за транспортных средств водителям. Другой особенностью детей является трудность различия звуковых сигналов. Даже имеющий хороший слух ребенок не всегда может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
  2. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортных ситуаций, формируются постепенно. Например, шестилетний малыш одним взглядом может охватить из множества элементов дорожно – транспортной ситуации в лучшем случае не более 2-3-х. Это вызвано еще и тем, что у детей поле зрения на 30% меньше, чем у взрослых. Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»). «Я не видел движущийся автомобиль», – в один голос объясняют свои действия дети – участники ДТП на улице Свердлова с. Красноусольский и ул. З. Валиди села Коварды, перебегавшие дорогу перед близко идущим транспортом.
  3. Нет у младших школьников, в силу возрастных особенностей, также знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, и они часто подменяются сформулированными в более раннем возрасте представлениями, основанными на аналогичных движениях из мира игрушек. Например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте мгновенно, как игрушечные. Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. В отличии от взрослых, только подойдя к самому краю проезжей части, ребенок начинает наблюдение за дорогой. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны.
  4. На детей большое влияние оказывают эмоции. Им трудно устоять на месте, чтобы переждать поток транспорта. Под влиянием чувства радости, удивления или интереса они забывают об опасности. И даже если в обычной, спокойной обстановке ребенок соблюдает правила безопасного поведения на дороге, увидев на противоположной стороне дороги знакомого, близкого человека, как это было в ДТП на улице Свердлова села Красноусольский, он бросится ему навстречу, забыв обо всех правилах.
  5. Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передается от родителей детям, что должно выражаться ответственностью родителей за жизнь и здоровье детей и воспитанием в детях ответственности за свою жизнь.

И последнее, о чем хочется сказать на эту тему. Известно, что дети любят подражать взрослым, особую роль для них играет родительский пример. Достаточно один раз на глазах ребенка перебежать дорогу и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое. Будьте осторожны!

М. БАСЫРОВ, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по Гафурийскому району.

Ваш комментарий будет первым!

Оставить отзыв

Войти с помощью: