Все новости
Человек и закон
5 Февраля 2019, 14:41

У меня зазвонил телефон…


Что делать, если вездесущие коллекторы превратили вашу жизнь в настоящий ад?


В декабре работу обеих редакций почти на три недели блокировали неуёмные коллекторы. Недобросовестные «вымогатели чужих долгов», которые категорически отказывались представиться или назвать организацию, в интересах которой действуют, превратили рабочий день наших сотрудников в настоящую головную боль.

«Террорист» при исполнении

Звонки с требованием позвать к телефону одну из сотрудниц (через неё коллекторы хотели выбить долг совсем другого человека) продолжались с утра до вечера изо дня в день. Все попытки поговорить «по-хорошему» и объяснить, что сотрудники редакции не имеют отношения к разыскиваемому человеку, были бесполезны. Ни на какие уговоры и переговоры человек на том конце провода идти не собирался. Совсем наоборот, день ото дня его тон становился всё жёстче и ехиднее – «телефонный террорист» (а как ещё назвать этого человека!) уже не просто требовал, он в открытую издевался над сотрудниками редакций.

Пришлось вызывать полицию и периодически отключать телефоны – работать, отвечая на звонки коллекторов в режиме «нон-стоп», было невозможно. Справедливость, конечно, восторжествовала – но стражам порядка понадобилось определённое время, чтобы прекратить эту незаконную атаку и вынести соответствующее постановление.

На войне все средства хороши?

И подобные случаи сегодня, к сожалению, совсем не редкость. Наглость и циничная изобретательность коллекторов не знают границ. До сих пор на слуху шокирующая история, случившаяся в Ульяновске: коллектор закинул бутылку с коктейлем Молотова в дом должника и попал в детскую кроватку – ребёнок получил сильнейшие ожоги. Позднее поджигатель сел на 8 лет.

В Башкортостане тоже был ряд запоминающихся случаев: например, в Кушнаренковском районе коллекторы забрали у пенсионерки корову за долги сына, а в Уфе должницу, можно сказать, похоронили заживо, сообщив её родным, что она погибла в аварии.

После принятия закона о коллекторской деятельности в 2017 году, говорят юристы, подобных случаев стало гораздо меньше. Но попытки психологического воздействия всё-таки регулярно случаются. Хотя чаще всего коллекторы нарушают правило количества контактов с должником. Например, звонить по закону разрешается не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц. Но и тут многие пытаются обойти закон, заранее прописывая количество звонков в кредитном договоре.

Выход – есть!

Так как же быть тем, чью жизнь коллекторы превратили в ад? Где искать защиту? В Управлении ФССП России по РБ, советуют юристы. Здесь с 2017 года функционирует отдел по ведению государственного реестра и контролю за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности. Специалисты отдела контролируют работу коллекторских организаций и рассматривают обращения граждан о нарушении их прав и законных интересов в этой области.

Так, в прошедшем году на рассмотрении сотрудников данного отдела находилось 395 жалоб на действия юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности. В результате их рассмотрения было составлено 46 протоколов об административном правонарушении по ст. 14.57 КоАП «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». По 33 протоколам суды республики вынесли решения о признании коллекторских организаций виновными и привлекли их к административной ответственности в виде штрафов, общая сумма которых превысила 1,5 млн рублей.

К примеру, при проверке финансовой организации «Первое коллекторское бюро» были выявлены такие нарушения в части взаимодействия с должниками, как частые звонки, в том числе в ночное время, звонки третьим лицам и родственникам. Сотрудниками отдела составлено 7 протоколов об административных правонарушениях. Организация оштрафована.

В ходе проверки поступивших жалоб граждан были выявлены факты нарушения закона сотрудниками банка «Плюс Банк». В частности, они угрожали должникам и их родственникам в социальных сетях. Организация привлечена к административной ответственности, более того сотрудниками отдела УФССП по РБ подано ходатайство в суд о привлечении руководителя данной организации к уголовной ответственности.

Также за осуществление деятельности без регистрации в реестре юридических лиц по возврату просроченной задолженности в отношении ООО «Инкас Коллект», был составлен протокол об административном нарушении по ч.4 ст.14.57 КОАП РФ. Организация оштрафована на сумму более 200 тыс. руб. Права граждан восстановлены.

Работа в данном направлении в 2019 году будет продолжена, заверяют приставы.


Кто защитит права граждан?

  • С целью повышения эффективности и установления обратной связи с гражданами в популярной социальной сети ВКонтакте есть публичная страница «Надзор за коллекторами» https://vk.com/club151159628, куда можно обращаться за помощью в вышеуказанных случаях.
  • На сайте ФССП России по РБ опубликована памятка http://r02.fssprus.ru/2407704/, которая понятно разъясняет населению, какие права даёт им закон.
  • Граждане, столкнувшиеся с неправомерными действиями со стороны лиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности, также могут обратиться в Управление ФССП России по РБ по адресу: г. Уфа, ул. Цюрупы, д. 95.
  • Если гражданина, не бравшего кредит, донимают назойливыми звонками по телефону, можно подать заявление в прокуратуру по ст. 13.11 КоАП – нарушение законодательства о персональных данных.
  • Действия коллекторов также можно квалифицировать как мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП). Для этого необходимо вызвать полицию и потребовать составления протокола. Если во время разговора, а так бывает часто, гражданина начинают оскорблять, то это попадает под статью 5.61 КоАП. Наконец требование коллекторов можно квалифицировать как вымогательство. Это очень серьёзное нарушение, которое получает статус преступления, и регулируется уголовным кодексом (ст. 163 УК).