Все новости
10
Человек и закон
2 Февраля , 14:00

«Уже поздно, тётя…»

Киберпреступники лишили двоих доверчивых гафурийцев почти полумиллиона рублей, но есть у нас и бдительные граждане

«Уже поздно, тётя…»
«Уже поздно, тётя…»

О том, что современные мошенники используют высокотехнологичные инструменты, подменяя номера телефонов и создавая иллюзию, что звонок поступает из банка, полиции или иных госструктур, рассказывают сегодня чуть ли не из каждого «утюга». И о том, что сценарии преступников разработаны профессиональными психологами, которые знают, как надавить на самые чувствительные точки: безопасность семьи, сохранность сбережений, чувство долга перед государством, мы все давно уже знаем. Однако народ продолжает поддаваться уловкам телефонных мошенников.

Всё началось с «забытого» письма

15 января районным отделом полиции было зарегистрировано заявление гр. И. с просьбой привлечь к ответственности неустановленное лицо, которое днём ранее путём мошеннических действий завладело его денежными средствами в сумме 131 тыс. рублей.

Выяснилось, что за день до этого пострадавшему в мессенджере «WhatsApp» позвонили с абонентского номера +7-960-741-78-02 с эмблемой «Почта России», представились сотрудником «Почты России» и сообщили, что абонент больше месяца не забирает из почтового отделения письмо. Пострадавший, естественно, ни о каком письме не знал. Далее звонивший попросил его что-то нажать в телефоне – для «демонстрации экрана», что тот и сделал.

Следующий звонок в том же мессенджере поступил с абонентского номера +7-917-104-98-45 с эмблемой «Госуслуги». Представившись, звонивший сообщил гражданину И., что зафиксирована «подозрительная активность в его личном кабинете» и сейчас должен прийти код на телефон, чтобы восстановить доступ в личный кабинет. Код пришёл, причём, пострадавший его не диктовал – злоумышленники сами видели поступившие цифры, так как имели доступ к экрану телефона.

После с абонентского номера +7-989-035-46-11 позвонил, якобы, сотрудник Центрального банка РФ, который представился менеджером службы безопасности. Звонок поступил в мессенджере «WhatsApp» с эмблемой «Центрального банка». Потерпевшему сообщили, что на него «мошенники хотят оформить кредиты». Звонивший уже знал, какие у жертвы есть банковские карты.

В общей сложности гр. И. общался со звонившим около трёх часов. Всё это время лже-сотрудник банка рассказывал о различных способах мошенничества, о том, что когда мошенники оформляют кредиты на людей, то деньги те не сразу могут получить, и есть отдельная база, где эти деньги «некоторое время хранятся». Также он выяснил у потерпевшего про имеющуюся кредитную карту, где есть средства, и попросил их положить на «безопасный счёт». Для этого пострадавшего попросили добраться до ближайшего банкомата «Сбербанк», где гр. И. снял 134 000 рублей, а позднее перевёл их на банковскую карту «Альфа-банка» (банкомат принял 131 тыс. руб.).

Пострадавший отметил, что ранее на работе сотрудники полиции проводили профилактические беседы с трудовым коллективом, рассказывая о способах мошенничества, с описанием подобных ситуаций. Несмотря на это, злоумышленники сумели войти в доверие к пострадавшему и присвоить крупную сумму денег.

«Новый тариф» ценой в 340 тысяч…

20 января зарегистрировано ещё одно подобное заявление от гр. Б., где он просит провести проверку по факту оформления на его имя кредита в банке «Уралсиб».

Установлено, что в конце ноября 2024 г. гр. Б. в приложение «Whatsapp» поступил звонок с неизвестного абонентского номера. Звонившая представилась оператором сотовой связи «МТС» и перевела звонок на видеосвязь с оператором-мужчиной, который сообщил, что у Б. «истёк срок действия абонентского номера», поэтому необходимо «продлить срок действия сим-карты и поменять тариф». Далее потерпевшему отправляли ссылки на какие-то приложения, по которым он переходил. Запомнил лишь, что заходил в «Google Play» и что-то скачивал, выполняя указания звонившего. Какие-либо смс-коды ему на сотовый телефон не приходили, цифры он не называл, данные из своих личных кабинетов в банк и госуслуги не сообщал.

Гр. Б. звонили в течение трёх дней в приложение «Whatsapp», в среднем разговоры длились по 15 минут. Последний раз на звонок ответила дочь пострадавшего, которая поняла, что это мошенники, и сказала ему об этом. После этого Б. перестал отвечать на звонки. В январе ему начали приходить смс-сообщения на телефон о том, что у него имеется задолженность в банке «Уралсиб», но он не обращал на это внимания, так как кредит в банке «Уралсиб» не брал, каких-либо задолженностей у него не должно было быть. 20 января текущего года ему поступил звонок из банка «Уралсиб», сотрудники банка сообщили, что у него имеется задолженность по кредиту. Позже выяснилось, что от его имени был оформлен кредит на сумму 339 130 рублей, после чего деньги со счёта были переведены на неизвестный банковский счёт.

Бесплатный сыр – лишь в мышеловке

Однако в районе есть и случаи, когда люди, вовремя распознав обман, прерывали разговор с подозрительными абонентами и не переводили личные средства.

15 января зарегистрировано заявление гр. С. о проведении проверки по факту поступивших звонков и взлома личного кабинета портала «Госуслуги». Позже было установлено, что двумя днями ранее гр. С. позвонили в мессенджере «WhatsApp» по номеру +7-913-287-26-86. Звонивший представился сотрудником Пенсионного фонда и заверил, что может оформить пенсию раньше срока, но необходимо подойти в Пенсионный фонд, а для этого требуется заранее записаться. Заявитель поверил, продиктовал серию и номер паспорта – «для записи». Далее на его номер телефона поступил трёхзначный смс-код для подтверждения «записи на приём», а после – шестизначный. С. коды продиктовал, после чего вспомнил о том, что есть такие способы мошенничества и положил трубку. После этого на телефон мужчине звонили с абонентских номеров +7-926-790-24-45, +7-901-235-33-89, также в мессенджере «WhatsApp» с эмблемой «Госуслуг», но он с ними не разговаривал. Далее он обратился в МФЦ, где выяснилось, что личный кабинет в «Госуслугах» был взломан и просмотрены личные данные. Восстановив доступ, он обратился в полицию, чтобы зафиксировать данный факт. Какой-либо ущерб не причинён.

В этот же день было зарегистрировано сообщение гражданки А., о том, что ей позвонили, представились сотрудниками «Электросети», сказали, что вечером придут проверять счётчики. Якобы для составления договора попросили продиктовать код, который пришёл на телефон. Звонок поступил с номера +7-917-204-14-72 в мессенджере «WhatsApp». После того, как продиктовала коды, она, заподозрив неладное, написала звонившим, что передумала заключать договор. Однако ей ответили: «Уже поздно, тётя!» После чего она позвонила в полицию и поехала в МФЦ, где ей поменяли пароль. Лишь благодаря своевременным действиям гражданки А. какой-либо ущерб ей не был причинён.

Если вы всё-таки перевели денежные средства мошенникам, и вам ПОВТОРНО начинают поступать звонки от них с предложением о том, что они готовы вернуть похищенные денежные средства, помочь с задержанием предполагаемых аферистов, а иногда угрозой распространения интимной переписки (фотографий), неприятностей или даже убийства родных и близких, склонением под данным предлогом к совершению противоправных действий в виде поджога военкоматов, отделов полиции, банковских учреждений и иных объектов гражданской инфраструктуры, в том числе дискредитации действий Вооружённых сил РФ, не верьте! Похищенные денежные средства мошенники не возвращают, а действия, к которым они вас склоняют, образовывают состав уголовно-наказуемого деяния, как диверсия или акт терроризма, за совершение которых предусмотрено до 20 лет лишения свободы. О любом подобном случае незамедлительно сообщайте сотрудникам полиции в дежурную часть ОМВД России по Гафурийскому району, тел. 8(34740)2-12-02.

Р. МУХАМЕТШИН, начальник отдела полиции.

Автор:Рустам Халимов
Читайте нас: