Все новости
Общие статьи
3 Ноября 2017, 12:43

Трудными дорогами революции

Многие усольчане были участниками Красного движения, в их числе и М. П. Дублистов

Многие усольчане были участниками Красного движения, в их числе и М. П. Дублистов

«Архивы памяти» есть, наверное, в каждой семье. Фотографии, письма, воспоминания. В них – конкретная судьба, факты, легенды, предания. Эту историю не выбросишь, не заменишь, не исказишь.

Есть такой архив и в нашей семье Дублистовых-Сухоруковых. Начал его мой дед Дублистов Михаил Павлович. Есть там и любопытные свидетельства о его жизни, имеющие отношение к октябрьским событиям 1917 года.

Как пишет сам дед в своей автобиографии, родился он в 1896 году в Богоявленске в семье крестьян. В 1908 году поступил работать на завод помощником стеклодува, затем стал мастером бемского стекла. В 1915 году был призван в армию, воевал на фронтах Первой мировой войны пулеметчиком. Вернулся домой в конце 1917 года.

На защиту Усольской республики

В поселке уже действовал Совет, давший поручение фронтовику обучать пулеметному делу членов боевой дружины, созданной на заводе. В составе этого Богоявленского отряда дед участвовал в сражениях против казаков атамана Дутова под станицей Наваринская, а по возвращении принимал участие в охране территории «Усольской республики». Так в воспоминаниях «главкома Красноусольского» М. В. Калмыкова названа территория по правому берегу реки Белой от переправы в районе Русского Саскуля до брода у деревни Ново-Михайловка. Благодаря организованным действиям боевых отрядов советская власть на этой территории сохранялась даже тогда, когда она была свергнута в Уфе, окрестных уездных городках и селах.

Этот фактор и стал решающим, когда партизанские отряды В. К. Блюхера, после сражений с отрядами Дутова летом 1918 года выбирали маршрут на соединение с регулярными частями Красной армии.

И грянул бой…

Вот так в середине августа отряды Блюхера, одолев трудно проходимый путь от Белорецка через Макарово и Петровское, вошли в поселок. Во многих воспоминаниях местных жителей, собранных А. Д. Ушаковым и в его книгу «Усолка остается красной», отражается это памятное событие. Как собрались в парке, обсуждали, поддержать ли отряды или остаться дома, охраняя свою территорию... Семья моего деда сделала свой выбор быстро – все четверо братьев решили идти в поход и с оружием в руках защищать завоевания Октября. Им было, что защищать. Семья большая, ранее малоземельная, получила по Декрету о земле немалое ее количество. Жить стали справно. Начали пристраивать к старому домишке новые жилые помещения. Младшего, Никиту, по малолетству не взяли в поход. А вот остальные трое братьев прошли весь боевой путь до Кунгура.

Выходили из Богоявленска рано утром двумя маршрутами. Первый – через Чесноковку, лесной дорогой через Кулканово на Красный Зилим. Второй – через Табынск, окрестные села и тоже на Красный Зилим. Там на переправе и приняли первый бой. Тяжелый, с многими жертвами. Как пишет дед, «пулемет стрелял безостановочно, настолько раскалился, что ленту вставляли, обжигая руки». А дальше – еще более ожесточенные бои у Ирныкшей, на переправах через Сим, Юрюзань, охраняемые железнодорожные разъезды и станции...

1500 км постоянных сражений с силами, поддержавшими Белое движение. Нередко доходило до трагедий, когда выяснялось, что родственники воюют на противоположных сторонах: стрелял брат в брата, но стиснув зубы, преодолевая эту боль, упорно шли к намеченной цели.

Мирная жизнь

Соединившись с регулярными частями Красной Армии, Богоявленский отряд был реорганизован в 269-й Богоявленский полк под командованием М. В. Калмыкова и комиссара Н. С. Опарина. Полк участвовал в разгроме армий Колчака, прошел Урал и Сибирь. Затем был переброшен на Южный фронт и боевой путь закончил в степях под Каховкой. Напоминанием об этом боевом пути служит боевое знамя полка, навечно переданное коллективу стекольного завода. Долгое время оно было экспонатом № 1 в заводском музее в клубе имени Ленина. Со знаменем в руках лучшие работники завода выходили на митинги и демонстрации в праздничные дни.

Был участником этих событий и мой дед. После военных событий он вернулся на завод. Дед описывает первые субботники по его восстановлению, строительству рабочего клуба. Ходоком к Ленину он не был, но как провожали делегацию, помнит. Трудился, как говорится, на совесть. Избирался делегатом республиканского съезда рабочих химической промышленности, входил в состав ЦИК БАССР. В годы Отечественной войны служил в частях трудовой армии в Алкино. Воевали его сыновья – авиамеханик Геннадий и пограничник Юрий. Жена его, Елена Андреевна, долгие годы проработала учителем начальных классов. За многолетний и плодотворный труд награждена орденом Ленина. Старшая дочь Зоя тоже долгие годы работала учителем. Всю свою жизнь дед следовал нравственному правилу личной заинтересованности в участии в общественных делах. Так его воспитала советская власть, так он воспитывал свою семью.

Память людская жива

Когда в 30-е годы разразились репрессии против военных, в том числе и В. К. Блюхера, дед возглавил партизанский совет и обратился с коллективным ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР. Письменного ответа не последовало, зато всех их «пропустили» через подвалы местного отделения НКВД. Но волю не сломили. Дед продолжал верить в торжество справедливости. Винил не всю советскую власть, а конкретных людей, ее представляющих в данный момент. Старался восстановить связь с семьями Блюхера, Калмыкова, Опарина. В его архиве содержатся тексты этой переписки. После реабилитации, когда семьям вернули их права, о рейде Блюхера разрешили писать и печатать, дед активно переписывался с авторами книг Р. Паллем, Д. Г. Алексеевым. Публиковал свои воспоминания в районной и республиканской газетах. Организовывал встречи молодежи с ветеранами полка.

Немало личных материалов было передано учителю истории Г. Г. Лобанову, создавшему музей вначале в школе № 2, а затем в школе № 14 г. Салавата. Часто встречался дед с молодежью, приезжающей по местам рейда Блюхера. За заслуги перед Родиной М. Дублистов награжден памятной медалью «За боевые заслуги», Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета БАССР.

В 1977 году в связи с 60-летием Великой Октябрьской социалистической революции в наш поселок прибыла поисковая экспедиция Уральского горного института, где ректором работал сын В. К. Блюхера Василий Васильевич. Возглавлял ее профессор Плотников. Сколько было живых воспоминаний, интересных встреч! Правда, из партизан наших в живых оставались уже единицы. Не было уже и деда. Но память-то людская жива! По итогам этой экспедиции вышла книга «Военными дорогами отца». Не пора ли и нам организовать экспедицию по местам боевой славы наших дедов? Восстановить музей, памятник Петру Калмыкову, да и просто вспомнить о своих корнях и истории?..

Р. СУХОРУКОВА, ветеран педагогического труда.

Читайте нас: