26 апреля 1986 года тишину разорвал оглушительный грохот. «Что случилось?» – с тревогой вглядывались в небо проживающие неподалёку от Чернобыльской АЭС жители соседних областей Украины, Белоруссии и тогда ещё РСФСР. Никто и предположить тогда не мог, какой бедой обернётся взрыв одного из ядерных реакторов...
В 40-километровой зоне вокруг АЭС остались одни добровольцы, мужественно вступившие в схватку с невидимым врагом – радиацией. Среди таких был и наш земляк Николай Николаевич Дмитриев. Но отправился он в зону Чернобыльской АЭС будучи механизатором широкого профиля управления механизации № 2 Челябинской области. Попал же туда волею судьбы: видимо, ему предначертано было «связать» свою жизнь с последствиями радиации. Призвавшись в 1980 году в ряды Советской Армии, он попал в «Челябинск-45», где в 1957 году произошёл атомный взрыв. После демобилизации остался работать в городе, а в сентябре 1986 года в составе второго потока поехал на ликвидацию последствий аварии. Вот что он вспоминает о тех днях:
– Когда объявили о наборе добровольцев, я откликнулся одним из первых. Работал тогда на экскаваторе, механизаторы моего профиля были крайне необходимы. Мы были молодыми, в коварство «невидимого» врага особо не верили. Поэтому и противогазы зачастую снимали, так как они мешали маневрировать, работали только в касках. Первые две недели довелось работать на самом блоке, толкая экскаватором бетон для возведения «саркофага», там и схватил львиную долю облучения. После нас вывезли в так называемую «чистую» зону в 7 км от реактора, но радиоактивный фон и там намного зашкаливал допустимые нормы. В декабре мы вернулись домой…
А в 1988 году наш земляк ещё дважды был командирован на ликвидацию последствий аварии.
Вскоре судьба забросила его в Казахстан, где он устроился бульдозеристом в дорожно-линейное управление. Однако смена климата не пошла на пользу, и в 1994 году Н. Дмитриев вернулся в Башкортостан… В родной Ивановке было делать нечего – она угасала, поэтому он осел в с. Белое Озеро. Затем как чернобылец получил жильё. Но путь до полагающихся ликвидаторам квадратных метров был очень долгим, пришлось даже обращаться к самому министру С. Шойгу.
Первое время после возвращения в родные края он работал механизатором в совхозе «Забельский»: убирал хлеб, пахал землю. А перед выходом на пенсию несколько лет работал водителем автомобиля Скорой помощи Дарьинской врачебной амбулатории. Грудь ветерана украшает много наград, среди которых есть Орден Красной Звезды, крест «В память о ликвидации катастрофы» и другие.
Как рассказала газете председатель РОО Союз «Чернобыль» Гафурийского района И. Дмитриева, в настоящее время в районе проживает 19 «чернобыльцев», а вдов насчитывается 16. К сожалению, последствия облучения бесследно не проходят, они уносят жизни ещё не постаревших людей, подрывают их здоровье.
Волнует Ирину Висиевну и то, что из-за отсутствия средств чернобыльцы района до сих пор не могут завершить строительство мемориального комплекса ликвидаторам аварии. Однако хочется надеяться, что среди гафурийцев найдутся те, кто по зову сердца в память о людях, не пощадивших своего здоровья для защиты Родины, поможет в этом благородном деле.