С таким человеком мне посчастливилось познакомиться.
– Скажу так, жизнь моя удалась. Помотало меня по бывшему Советскому Союзу, да и по всему миру, изрядно, – рассказывает мой собеседник. – А началось всё в раннем детстве… Родился я в Ишимбае, позже родители переехали в Туркменистан. В 1941 году вернулись снова в родные края – в д. Татарский Саскуль. Началась война, и отца забрали на фронт. В 44-м он был комиссован по ранению.
К концу сороковых годов Тимергали уже трудился наравне со взрослыми мужчинами – пас свиней, позже телят и лошадей. Успел поработать на лесоповале в Белорецке. В конце 1953-го его отправили по разнарядке учиться в Стерлитамакский ФЗО. Спустя 10 месяцев получил профессию штукатура-фасадчика. Благодаря диплому с «круглыми пятёрками» трудовую деятельность он начал с 5 разряда – большая редкость по тем временам! Молодого парня сразу же назначили бригадиром в «Трестцемстрой». Днём работал, вечерами учился на курсах шофёров, куда был направлен военкоматом.
По словам самого Тимергали Фарвазетдиновича, очень много воспоминаний в сердце осталось от службы в армии.
– Когда подошло время, призвали в армию. Курс молодого бойца прошёл в Алкино, тут же приняли присягу. После нам выдали качественное обмундирование (кожаные ремни, яловые сапоги и т.д.). Так что мы уже тогда догадывались, что отправят нас служить заграницу. Хотя вслух об этом никто не говорил.
Разместили нас в товарный эшелон, который на протяжение 9 суток ехал в неизвестность. На станциях покидать вагон не разрешалось. Помню, в Польше во время стоянок к составу подбегали дети с фруктами и выпечкой, – вспоминает ветеран. – Но командиры запрещали брать их, а тем более употреблять в пищу. Как позже выяснилось, Польша в те годы считалась для советских людей опасней, чем Германия...
Конечным пунктом оказался город Котбус (Восточная Германия). Прибывших солдат выстроили, начали отбирать в отдельные группы водителей, поваров и т.д. Тимергали попал водителем в полковую оперативную школу особого назначения.
– Знания нам тут дали обширные, изучали последствия атомных взрывов, меры защиты при различных катастрофах, их последствия и т.п. Разместили в бывших гитлеровских казармах, во время войны тут располагался гарнизон СС. Все здания были капитально отстроены, оборудованы, на полу – паркет. Позже меня посадили за «баранку» ГАЗ-63, прицепили к ней 37-мм зенитную пушку, дали автомат.
– Считаю, служил я неплохо. Со всеми общался на равных, никогда не отказывал в помощи. Позже обучал молодых солдат, среди которых были и немцы, водительским премудростям. Помню, солдаты-немцы подарили мне в знак благодарности за дружбу и уважение баян «Shtark». Так командованию стало известно, что я играю на баяне, и меня с моим музыкальным инструментом начали приглашать на концерты художественной самодеятельности. А когда возвращались после дембеля домой, мою живую музыку по внутреннему радио передавали на весь состав. Все веселились, пели и плясали, – улыбается Т. Хисамутдинов.
Из Германии их дислоцировали на Украину, где гафуриец ещё полгода прослужил в бригаде реактивной артиллерии. В ноябре 1958 года он вернулся домой.
– Львовская, Черниговская области Украины, г. Явров, в Германии Берлин, Дрезден, Гамбург, Франкфурт на Одере и т.д., – перечисляет Т. Хисамутдинов места, где довелось побывать. – Что запомнилось, практически все немецкие города к середине 50-х гг. ХХ века были полностью отстроены.
Кстати, сейчас приходится часто слышать о дедовщине в армии. Для меня это чуждое явление. У нас во время службы никто никого не обижал. Максимум молодых могли назвать «салагой». В послевоенные годы в армию шли уже практически готовые солдаты. Со школьной скамьи ребята уделяли максимум времени физической подготовке и военному делу. В ФЗО нас учили ходить строем, правильно маршировать. В автошколе помимо вождения учили стрелять. А ещё хочу подчеркнуть роль землячества. На службе мы – башкиры и татары – всегда были вместе.
Вернувшись на родину, Тимергали Фарвазетдинович устроился работать в транспортную контору в г. Стерлитамак. Позже перебрался на станцию переливания крови водителем и мастером холодильных установок. В период работы в санэпидемстанции был направлен в командировку в г. Ригу, откуда пригнал в Башкирию новенький микроавтобус «РАФ» для станции скорой помощи. В 1973 году опытный водитель Т. Хисамутдинов уехал в Нижневартовск, где 14 лет на огромном «Урале» возил вахтовиков. А после пересел на новенькую «Волгу» – возил начальство.
В 1981 году у Т. Хисамутдинова уже был личный «Москвич», по меркам тех лет прекрасная машина. В родные края он ездил только на нём.
– Мой «Москвич» исколесил всю страну: с севера добирался до Чёрного моря и Кавказа, – делится Тимергали Фарвазетдинович. – В 1987 г. я вернулся в Башкирию: по состоянию здоровья врачи больше не разрешили жить на севере. Супруга, с которой мы воспитали двух сыновей и дочку, осталась там. По приезду устроился на «Машзавод» в Стерлитамаке, где и проработал до пенсии.
Сегодня ветеран труда Тимергали Хисамутдинов живёт в Ново-Карамышево. Выращивает овощи в огороде, несмотря на солидный возраст (83 года), без труда водит машину и говорит, что часто в воспоминаниях посещает те уголки мира, где когда-то побывал…