У села Юлуково на средства республиканского бюджета ведётся капитальный ремонт моста через реку Зилим.
Важность этого довольно крупного сооружения сложно переоценить, он соединяет указанный населённый пункт, в котором проживают порядка 900 человек, с остальной частью Гафурийского района.
Цена вопроса – 29,5 миллионов рублей, их выделило Управление дорожного хозяйства РБ. К ремонту строители подрядной организации из города Оренбурга приступили ещё осенью прошлого года. То, что они сделали к сегодняшнему дню, капитальным ремонтом уже и не назвать. Руками опытных специалистов мост буквально заново родился. За минувшие месяцы здесь не просто заменили многие основные элементы сооружения, но и заметно расширили его, добавив к тому же мосту прочности или, как принято говорить, грузоподъёмности. Мы побывали на месте работ и убедились в этом сами.
Сооружение на длинных железных опорах заметно возвышается над Зилимом, который неспешно несёт свои воды вдоль берегов и, казалось бы, ничем не угрожает величественному сооружению. Однако весной, в половодье, картина в здешних краях совсем другая. Не случайно опоры моста ото льда и напора «большой воды» защищают мощные металлические конструкции – волнорезы.
Подрядчики ООО «Уралмост» со своей ответственной задачей уже справились на 99 процентов, хотя сроки ещё не поджимают, сдача объекта намечена на осень. Оставшуюся часть работы строители делают не спеша – качественно и на совесть.
– Для нашей организации такие объекты возводить и ремонтировать не впервой, – рассказывает прораб участка Олег Пехтерев. – Работали в привычном для себя ритме. Большую помощь по адаптации в новой местности нам оказал глава Ковардинского сельсовета Райфат Абельгузин, он охотно и быстро решал многие сопутствующие вопросы, чем продвигал строительство моста.
На вопрос, в чём именно заключалась деятельность мостостроителей, Олег Анатольевич ответил подробно. Даже провёл для нас, журналистов районных газет, своеобразную экскурсию по новому сооружению.
– От старого моста, – объясняет прораб, – вы видите здесь лишь опоры. Да и те мы обновили: сделали в них отверстия и в полость каждой залили бетон. Теперь они будут прочнее и не подвергнутся деформации, воздействию т.н. «усталости металла». За счёт некоторых инженерных решений нам удалось заметно расширить мост. Общая его ширина теперь составляет 12,4 метров. Так, проезжая часть увеличилась с 6 до 8 метров. Больше теперь пространства и на пешеходных дорожках с каждой стороны.
На вопрос, всем ли современным требованиям соответствует теперь сооружение, Олег Анатольевич ответил утвердительно.
– За счёт вмонтированных металлических швеллеров, – говорит он, – создана прочная конструкция. Поверх них уложены новые бетонные плиты, проведена гидроизоляция. Строители сделают на мосту и так называемый сточный треугольник, чтобы вода от осадков не задерживалась на дорожном полотне.
Прораб показал также результаты труда подрядчиков «Уралмоста» по укреплению берега в местах подъездов к сооружению.
В момент нашего визита вся эта внушительная конструкция из железа и бетона примерно на 70 процентов была уже выкрашена в яркие цвета.
Помимо этого, отдельная бригада завершала работы по очистке опор. Специальным пескоструйным агрегатом с поверхности железных конструкций снимались ржавчина, соли и прочие внешние наслоения. Работа с пескоструйными шлангами, как мы сами убедились, весьма не из простых. Строителям в противогазах, закутанным в спецодежду, приходится выполнять её в такую жару.
– Здоровья строительная деятельность не добавляет, – шутит Олег Анатольевич, – но мы своё дело знаем, стараемся делать всё на совесть, согласно требованиям, чтобы сооружение после капитального ремонта не один десяток лет служило людям. В эти летние месяцы, интенсивный период строительной деятельности, мы постоянно на вахте: 23 дня работаем и только неделю отдыхаем, хотя в другое время на работу и отдых уходят по две недели. Стараемся не упускать погожих дней, чтобы успеть завершить все задачи к сроку.
Олег Анатольевич назвал фамилии людей, которые вносили большой вклад в непростой труд. Думается, юлуковцы будут с благодарностью вспоминать их имена, пользуясь современным новым мостом.
– В среднем, – говорит прораб, – в смену работает 12 человек, включая шестерых монтажников и водителей специальной техники. Отмечу старания водителя Сергея Волкова, сварщика Рашита Дупларова, монтажника Вадима Рыжих, юлуковского сварщика Рауфиля Якшибаева, крановщика Вячеслава Стрельникова. За счёт таких ребят, грамотных и добросовестных, любая стройка по плечу!
Что ж, думается, красивый юлуковский мост скоро станет ещё одной достопримечательностью района. Ныне дело остаётся за малым: как закончат мостостроители, за дело возьмутся дорожники, которые заасфальтируют мост, установят знаки, нанесут необходимую разметку и, тем самым, дадут старт эксплуатации обновленного сооружения к долгожданной радости всех жителей округи.