Все новости
Общие статьи
16 Августа 2019, 12:11

Крепки крестьянские корни…

Нина Архиповна Гридина из тех, кто всю жизнь трудился не покладая мозолистых рук во благо родной страны

Н. Гридина с Поздравительным письмом от В. Путина.
Н. Гридина с Поздравительным письмом от В. Путина.

В июне 90-летний юбилей отпраздновала Нина Архиповна Гридина – работник сельского хозяйства и ветеран труда РФ.

В честь этой славной даты ей было адресовано Поздравительное письмо из администрации президента В. Путина.

У Нины Архиповны трое детей, шестеро внуков и тринадцать правнуков. Вот уже 10 лет она живет в семье дочери Валентины Сергеевны Сорокотяга в д. Ташла.

Поздравительное письмо в июле имениннице вручал вскоре безвременно ушедший из жизни глава Ташлинской АСП У. М. Вазиров. Вместе с председателем местного совета ветеранов З. Р. Байгужиной они поблагодарили Нину Архиповну за активную жизненную позицию и большой вклад в трудовую жизнь. Действительно, она всю жизнь посвятила сельскому хозяйству ради развития и процветания родной страны. Несмотря на почтенный возраст, ветеран сохранила прекрасную память, бодрость, способность себя обслуживать. Только вот совсем недавно Нина Архиповна перестала выходить на огород: «Глаза стали плохо видеть, да и силы уже не те», – признаётся она.

Мы поговорили с Ниной Архиповной о её долгой и насыщенной жизни. Ведь довелось ей повидать многое из того, через что прошла наша страна в прошлом столетии. И повидать отнюдь не со стороны – а самой, на собственных плечах нести тяжесть послевоенных лет, вместе со многими другими сверстниками поднимать страну из руин, а потом и из постсоветской разрухи.

– 80 лет прожила я в Курской области, – вспоминает Нина Архиповна. – Деревня у нас была небольшая, недалеко от границы с Украиной. Родители были потомственными крестьянами, я и сама крестьянка, и дети крестьяне, – с улыбкой добавляет она. – С 90-го года, как пошёл развал, вся деревня вымерла. Муж мой тоже умер, но говорил, если умру – ты переезжать не торопись, поживи одна. Так и жила 10 лет. А в деревне почти никого не было – я да за оврагом ещё один двор. Но его не видно – так что не знаешь, есть там кто или нет. Старший сын из Москвы в курскую деревню приезжал только с картошкой помогать, а всё остальное самой приходилось. Я коз держала, выводила с утра, пасла, свёклу убирала – 5 гектаров. Тяжело было. А ещё дом мой на горе находился. Нужно было воду таскать, дрова, а это на 150-200 метров подниматься…

– Мама придумала даже воду носить в пятилитровых канистрах, чтобы, если вдруг упадет зимой, не вылилась вода, – добавляет дочь Валентина Сергеевна. – А как сюда приехала, удивилась: здесь, говорит, крыши крыты у всех железом да шифером, все условия есть, вода, газ, каждый сосед – друг. Неплохо живётся!

– А школа была у вас в деревне? – интересуемся у бабушки.

– В деревне только начальная. Восьмилетняя была за 5 километров. Каждый день ребятишки ходили по оврагам эти пять километров. А 10 и 11 классы дочь заканчивала в райцентре за 15 км, а жила в интернате.

– Во время Великой Отечественной немецкая оккупация крепко захватила те места. Сколько вам было лет тогда?

– Да два года, считай, под немцами жили. Потом, в 43-м, прогнали их. Тяжёлые времена... Мне 13 лет – девчонка – какая из меня работница?! Но пришлось пойти работать самостоятельно. Тогда всех мужиков, кто мог пахать, сеять, убирать, забрали на войну, остались только старики да дети. Но все работали, старались для родины, для победы. С 15-ти лет я уже стала косить сено, рожь, на коровах пахать.

– За такой огромный вклад в победу нашей страны вручали медали. Есть ли у вас медаль?

– Есть медаль «За доблестный труд», но я отдала её родителям, а потом уже и не нашли ничего. Смотрели в архиве Курской области – есть пометка об этой медали, но самой медали нет. Ещё удостоверение «Труженик тыла» у меня есть.

– Как же выжили, как прошли через все эти невзгоды?

– Я и сама не знаю. Ничего ведь не было: ни обуви путёвой, ни одежды. С 13-ти лет мы работали, но в трудовую книжку записи шли только с 18-ти. После войны голод случился, оно и понятно – разруха была полная. Но нужно было восстанавливать производство. В колхозе растили хлеб, зерно, свёклу. В нашем Центрально-Черноземном районе всегда шло нешуточное соревнование – стахановское движение, так называемое – кто больше произведёт. И за пять лет ведь восстановили хозяйство! А работали-то за трудодни – на них только еду давали... – вздыхает Нина Архиповна. – Всё было, всё прожито, пройдено – и хорошее, и плохое. Сколько работали, сколько на гору дров и воды носили, сколько свёклы – а я все живу, – улыбается она.

Да уж, крепкие люди – крестьяне! Как же удалось с невероятным успехом восстановить разрушенную, овдовевшую после войны страну? Только за счёт таких людей, как Нина Архиповна, которые всю свою жизнь посвятили труду, чья судьба неразрывно связана с судьбой всего государства.

Но во всей этой истории есть и ещё один смысл: может быть, менее поэтичный, но не менее важный от этого. «Для чего мне столько всего выпало?» – спрашивает бабушка. И мы можем сказать: для будущего. Молодое поколение должно черпать мудрость из обширнейшего жизненного опыта таких людей, с воодушевлением слушать их рассказы, чтобы, подобно губке, впитывать в себя прошлое. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего», – так, кажется, сказал Платон.

А Нине Архиповне мы желаем счастья, здоровья и ещё долгих-долгих лет жизни!

В. РЯБОКОНЬ.

Читайте нас: