Тяжести военного времени Тамара не помнит – мала была, а вот голодные послевоенные (1946-1947-е) годы запали в память навсегда.
– Помню, мама с сестрой (1929 года рождения) брали мешок и уходили собирать траву, из которой потом мама варила похлёбку – «суп». Весной, когда оттаивала земля, выкапывали в огородах гнилую картошку, уже превратившуюся в крахмал, и, смешав с мукой, делали из неё лепёшки. В основном, они доставались мне – как младшей, а остальные ели больше траву (крапиву, лебеду, борщевик, кислицу). Как рассказывала мама, многие пухли от голода, а на ком-то оставались только «кожа да кости». Но, слава Богу, справились и с этой напастью-бедой, – делится ветеран.
Вскоре Тамара пошла учиться в местную начальную школу, а позже – в соседнюю ташлинскую. В сухие осенние и весенние дни ходить за 5 километров туда и обратно было ещё терпимо, но в осеннюю слякоть и весеннюю распутицу – проблематично. Иногда оставались ночевать у родственников, но в основном шлёпали домой по лужам в лаптях. Возможно, сегодняшняя болезнь ног ветерана – расплата за регулярные «купания» в талой воде.
После окончания семилетки доучиваться её определили в райцентр, в единственную тогда среднюю школу. После было Уфимское медучилище №1, фельдшерское отделение. Дипломированным специалистом Тамара вернулась в район в 1965 году, и её сразу же назначили заведующей Ташлинским ФАП. С тех пор и потекли рабочие будни фельдшера, о которых Тамара Петровна может рассказывать часами. И хорошего было много, и трудностей. Проблемы тех лет в основном были связаны с бездорожьем, малочисленностью транспорта, отсутствием условий для работы, дефицитом медицинского оборудования и медпрепаратов. А ещё – везде требовалась физическая сила.
– Чуть ли не еженедельно приезжала в райаптеку за лекарствами. Бывало, набью ими рюкзак и иду от ЦРА до поворота на Ташлу. Росточком-то я маленькая, тяжёлый рюкзак бьёт чуть не по лодыжкам. А там ещё стоишь в ожидании трактора или машины на пронизывающем ветру, в снегопад или дождь, – рассказывает Т. Петрова.
К ФАПу относились ещё 4 деревни: Баянда, Ново-Семёновка, Суходол, Ново-Альдашла, населения в них с ташлинцами насчитывалось более 1600 человек. Среди них были и покалеченные войной ветераны, и изнурённые тяжёлой физической работой труженицы тыла, и дети грудного возраста, и беременные женщины. До всех нужно было дойти, сделать обход. Летом фельдшер в основном бегала пешком, а зимой ездила на сельсоветской лошади, извозчиком был сам председатель сельсовета Иванов Иван Алексеевич.
– Условий никаких не было: воду носили вёдрами, шприцы и другие инструменты стерилизовали сами. Из-за печного отопления медпункт быстро остывал. Электричество «подавали» только до 1 часа ночи – работал движок на дизтопливе. Но, несмотря на все эти трудности, люди были отзывчивыми, добрыми и дружными, что в таких рабочих посёлках не редкость.
ФАПом она заведовала вплоть до выхода на пенсию, целых 30 лет. Ценили её как хорошего специалиста и вышестоящее руководство, и жители. Поощряли за добросовестный труд Почётными грамотами различного уровня, премиями, а самой высокой её наградой является знак «Отличник здравоохранения СССР». Тамару Петровну неоднократно избирали депутатом сельсовета, некоторое время она руководила женсоветом.
Личная жизнь фельдшера тоже сложилась. С супругом Иваном Никифоровичем Петровым они познакомились по переписке, когда он служил в армии. Тогда это было распространённым явлением: подруги давали адреса друг друга своим братьям или односельчанам, а те писали письма.
– Иван написал мне на адрес тёти Раи в Уфе, у которой я жила в годы учёбы в медучилище. Та переслала письмо, так и завязалась переписка. Ну а очное знакомство состоялось уже в Ташле. Как-то в дверь дома, где я жила, постучал парень и попросил воды. Я вынесла кружку и, даже не взглянув, протянула ему. Пить воду парень не стал, а с улыбкой рассказал, что он тот самый Ваня, приехал после дембеля знакомиться, – продолжает рассказ Тамара Петровна. – Было это в 1965 году. А через год он совсем переехал в наш посёлок, устроился на работу в школу. Мы сыграли свадьбу. Через некоторое время Ивана выбрали председателем сельсовета, работал он и электриком в леспромхозе, и заведующим хозяйством в подсобном.
Жили дружно, Иван был очень заботливым супругом и настоящим главой семьи, содержал в порядке двор и прилегающую территорию. Но 7 лет назад супруг скончался от инфаркта. А я с ноября 2018 года живу в райцентре: продала дом и купила квартиру. На этом настоял племянник Пётр, который мне как сын родной. Он живёт в соседнем подъезде, прибегает постоянно, справляется о здоровье и т.д. Вот и ремонт в квартире до моего переезда он организовал. Своих детей Всевышний нам, к сожалению, не дал – наш первенец умер, не родившись. Но историю не повернуть вспять... На остальное не жалуюсь: долгую жизнь прожила, счастливую. Любимой работе посвящала всю себя. Всё-таки благородная у нас профессия – дарить людям жизнь и охранять их здоровье. А недавно вот и сама лечилась в стационаре. Спасибо всем медработникам за внимание и заботу, особенно А. Галлямовой и В. Мальгаждаровой, которые постоянно навещали меня в палате. Желаю всем успешной работы! – такими словами завершила беседу с нами ветеран труда Тамара Петровна Петрова, недавно справившая свой почётный юбилей. Крепкого здоровья вам и долгих лет жизни!