Звезда
-2 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Общие статьи
12 Июля 2020, 12:00

«Я королева, я сильная, я всё могу!»

Не обстоятельства вершат судьбу человека, считает ветеран из Янгискаина В. Фаизова, о чьей любви к жизни и силе воли можно написать книгуГоворят, что каждый живущий на земле человек может написать хотя бы одну книгу – книгу своей жизни. Судьба каждого – уникальна, расцвечена красками, присущими только этому человеку. Перелистаем страницы одной судьбы…

Нашей героине – Фаизовой Венире Хуснулловне – на днях исполнилось 80 лет. Возраст почтенный. Но она всё так же улыбчива и непосредственна, задорна и обаятельна, как в годы своей юности. Дочери называют её самой яркой звездой на небе. У неё есть собственная корона, в которой каждое утро перед зеркалом она говорит самой себе: «Я королева, я сильная, я всё могу!». Она действительно в своей жизни многое смогла, а ещё она несказанно богата: 5 детей, 10 внуков и 8 правнуков!

От работы не бегала

Венира Хуснулловна родилась в Янгискаине в семье школьного учителя накануне Великой Отечественной войны. В 41-м отца отправили в деревню Урал председателем колхоза. На фронт его не взяли из-за врождённого дефекта ноги. Всё семейство перебралось на новое место жительства. Венира ходила в начальную школу. Со второго класса работала в колхозе, помогала взрослым, как и её школьные товарищи, сено убирать. Когда закончила 4-й класс, её отправили в Янгискаин к бабушке, чтобы она смогла учиться дальше в семилетке. Помимо учёбы у неё был ещё один ответственный урок: утром она должна была принести 6 коромысел родниковой воды бабушке и 4 коромысла – тётушке, которая жила неподалёку. Вёдра тяжёлые, путь неблизкий. «Поэтому и не выросла, наверное», – вздыхает Венира-апа.

Когда закончила 7 классов, поехала поступать учиться в Стерлитамак. Мечтала о строительном техникуме. В ремесленное её не взяли – молодая была, нет и 16-ти, к практике бы не допустили, а значит, диплома не видать. Сказали приходить на будущий год. Домой возвращаться она не стала, жила у сестры, которая работала в депо. Вот и Венира решила пойти с ней работать. Её отговаривали: «Тяжёлая работа, не сможешь!». Она стояла на своём. Пошли домой к мастеру. Мастер руками машет: «Совсем маленькая, не возьму». Потом, наконец, согласился. Работа действительно была тяжёлая: меняли шпалы, засыпали железнодорожные пути шлаком, песком. Самое трудное было шлак кидать.

Когда брат Вениры пришёл к ней на работу, увидел, как она, маленькая, хрупкая, шпалы таскает, испугался, что надорвётся. На работу её больше не пустили. И пошла Венира с подругой Шурой учиться на маляра в 3-ю строительную школу. Училась хорошо, старалась. Параллельно занималась в 7-м классе вечерней школы, чтобы лучше освоить русский язык и поступить в строительный техникум.

Вместе с Шурой они подали документы в медучилище: очень им учиться хотелось. Но только снова незадача вышла. До медучилища дорога шла через новостройку, мост, траншею. Хулиганов тогда тоже хватало. Зять встречать её каждый день не мог, пришлось документы из медучилища забрать. И поехала она на отработку по полученной специальности маляра на строительство посёлка Комсомольский в Приютово.

Успевала везде

А через некоторое время отец выдал Вениру замуж за свата. 3 месяца девушка не приезжала после загса домой, обижалась – не хотела замуж. Но время берёт своё, ослушаться родителей она не могла, да и сват был человек достойный. Жили хорошо, дружно, семья по праву считалась в селе образцово-показательной. Пятерых детей родили, воспитали, за что Венира Хуснулловна в 1971 г. была награждена «Медалью материнства» II степени.

Сегодня дети Вениры и Рашита Фаизовых взрослые достойные люди: сын Рифат – начальник участка водозаборной станции Берхомут, дочь Рашида – акушер-гинеколог, заслуженный ветеран МВД РБ, майор милиции, занимается восточной медициной, Резеда – предприниматель, владелица магазина «Регина», Лилия – специалист в области гостиничного бизнеса, Светлана – руководит сетью магазинов «Феникс».

Вырастить пятерых детей – труд нелёгкий, да и для семейного бюджета дело накладное, непростое. В 1964 г. Венира Хуснулловна решила пойти на работу. Устроилась в Янгискаинскую больницу. Почти 10 лет проработала поваром. Больница в то время была большая, рассчитанная на 25 коек, во время эпидемий гриппа число стационарных больных доходило до 60, раскладушки ставили.

Готовила Венира вкусно, бывшие пациенты и сегодня нахваливают её первое, второе да компоты с киселями. Чтобы обед сварить, нужно было воды натаскать, дров наколоть и принести. Поленья огромные, сама повар росточка невысокого. До сих пор добрым словом вспоминает она врача Валерия Ивановича, который помогал ей дрова колоть. Тяжело было…

После перенесённого бронхита её перевели санитаркой физкабинета и лаборатории. Это было в 1971 году. Со всем старанием стала Венира Хуснулловна осваивать новый участок работы. За короткий срок физкабинет превратился в образцовый: всё белоснежное (сама стирала и наглаживала простыни), цветы рассадила такие, каких ни у кого в селе не было. Проверяющие в один голос заявляли, что такого физкабинета даже в Уфе нет.

В физкабинете в ту пору работал ветеран войны, фельдшер Барий Абдуллович Кильметов. Под его руководством научилась она проводить физиопроцедуры, помогала в лаборатории с анализами. Даже зондировать пациентов приходилось: «Зондироваться приезжают. Медсестра молоденькая была, неопытная. Заставляет глотать зонд, а те не могут. Она отправляет пациентов домой, – вспоминает сегодня ветеран. – А как же они без обследования уедут, им же надо анализы сдать. Приходилось самой. Говорю больному: «Откройте рот, глотайте зонд, как будто это корка хлеба, и через нос дышите. Сама помогаю ему зонд протолкнуть. Успокаиваю. И всё получается!»

Она успевала везде: и семью обихаживать, и на работе в числе передовиков ходить, и рукоделием заниматься, и выступать в ансамбле песни и танца.

Судьбе наперекор

Наступил 1976 год. Роковое падение на цементном полу в больнице изменило всю жизнь Вениры Хуснулловны. Поначалу боли были не очень сильными. Но со временем они становились всё интенсивнее, стали отниматься ноги, она не могла подниматься на второй этаж. Решила уйти из больницы, пошла работать ветсанитаром на ветеринарный участок.

Состояние здоровья стремительно ухудшалось. В апреле 1981 года ей сделали операцию на позвоночнике. Долгих 8 месяцев пролежала она в больнице. Приехала домой на костылях, нога – как бревно. Каждые полгода ездила в нейрохирургию, чтобы сделать блокаду. Но не сдавалась, силы воли ей было не занимать: массаж, физические упражнения. Когда московские врачи, увидев её снимки и узнав, что она не лежит прикованная к постели, а как Маресьев, бросила костыли и ходит с тростью, сказали, что три памятника ей надо поставить. Очень много для её здоровья сделали специалисты, но не меньший труд вложен ею самой. Она ездила учиться у Джуны, Норбекова, в 70 лет Академию личной эффективности в Уфе закончила. Была там самая старшая. Лечилась сама, помогала другим.

Юлдуз Галикеева, медсестра Янгискаинской врачебной амбулатории, говорит, что, когда Венира-апа в больницу приходит к врачу или на уколы, она спокойно не сидит: больным упражнения показывает, объясняет, как и для чего их нужно делать, всех пациентов заставляет шевелиться.

Напористость и воля к победе – вот, пожалуй, главные черты Вениры-апы. Каждый день она доказывает, что не обстоятельства вершат судьбу человека, а он сам делает выбор и сам проживает свою жизнь так, как считает нужным.

Сегодняшняя её мечта – научиться играть на курае. Наверняка она её осуществит, ведь это очередная вершина, которые она привыкла покорять. Здоровья вам, Венира-апа, и долгих счастливых лет жизни!

В. МАЛЬГАЖДАРОВА.

Читайте нас: