О нашем Красноусольском автотранспортном предприятии сказано немало добрых слов. А у него ведь долгая история.
Примерно в середине 60-х годов на территории нашего посёлка, а точнее там, где сейчас пересекаются улица Майская и объездная дорога, располагалась автоколонна (так называлось тогда АТП – прим. редакции). Я, автор этих строк Плеско Сергей Александрович, в то время был мальчишкой, большую часть свободного времени проводил, наблюдая за работой своего отца – одного из работников предприятия Плеско Александра Яковлевича.
Подвижной состав состоял из нескольких десятков грузовиков «ГАЗ-51» и «Урал-355», трёх автобусов «ПАЗ-652» и одного «ЗИЛ-158». По некоторым данным, грузовики были списаны из воинских частей. Эта версия правдоподобна, поскольку известно, что наши советские автозаводы с начала 60-х переходили на выпуск новых моделей. Советская армия в то время была многочисленной и хорошо вооружённой, о ней неустанно заботились коммунистическая партия и советское правительство, поэтому новая автомобильная техника шла в первую очередь в войска, а немного «поизносившаяся» – на «гражданку». Здесь, попав в руки опытных шофёров, грузовики продолжали служить Родине, перевозили народнохозяйственные грузы.
Территория автоколонны была огорожена забором из штакетника, из помещений мне запомнилась контора. Все ремонтные работы и техобслуживание осуществлялись под открытым небом. Для тех, кто там работал, – это было привычным явлением. Тогдашний шофёр в принципе мог выполнить любую работу по приведению автомобиля в исправность.
Чего только не возили эти машины в своих деревянных кузовах! Почту по району, продукты, строительные материалы…
В конце мая 1966 года к шофёрам обратились с просьбой в воскресный день помочь в ремонте дороги в Русском Саскуле. Люди вышли, работали с полной отдачей. Возили гравий из карьера на берегу Белой. Дорога проходила через село. Разгружали так: шофёр открывал борта, а колёсный трактор сталкивал из кузова гравий прямо на дорогу лопатой, тут же и выравнивал.
Автомобили были простые, надёжные, выносливые, безотказные в умелых руках. При грузоподъёмности 2,5 тонны автомобиль «ГАЗ-51» легко перевозил 3,6-3,7 тонн сахарной свёклы. Помню, в кузове одного из грузовиков «ГАЗ-51» с госномером 40-77 БАЕ были установлены деревянные скамьи, к заднему борту крепилась лестница, для защиты от дождя и снега в кузове смонтировали будку. Получилось такое грузовое такси. Для того времени это был выход из положения. Конечно, ни о каком комфорте при поездке в нём не могло быть и речи, но для тогдашних дорог это средство вполне годилось.
Безопасность движения при любых условиях гарантировал тот, кто был за рулём. Сломаться в дороге эта машина не могла даже теоретически – всё было предусмотрено.
Примерно с ноября 1966 по май 1967 года «грузовое такси» работало по маршрутам Красноусольск-Саитбаба, Красноусольск-Мендим. Летом 1967 года было заменено современным по тому времени автобусом «ПАЗ-651».
Тогда же, примерно летом 1967 года, в верхах было принято решение о расформировании данного предприятия. Здесь решено было оставить только автобусы. Остаться работать на них предложили самым надёжным, умелым шофёрам. Вот некоторые из них: Горин А., Чумаков М., Ефанов И., Колпащиков А., Козлов Н., Плеско А. Пришлось поменять и дислокацию – проситься на постой или в гараж леспромхоза, или в гараж завода. Но это уже другая история.
С. ПЛЕСКО.
Продолжение следует.