Архивистами нашего района при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления удалось главное – сохранить и приумножить историко-культурное наследие нашего края, своей малой родины, и в первую очередь – помочь людям в решении их социальных проблем.
Листая архивное дело, как бы просматриваешь живые страницы далёкой и близкой истории своей Родины. В Гафурийском районе архив ведёт свое начало с 1932 года. Приказом Красноусольского РИКа (с 1942 г.) № 10 от 11 августа 1932 г. архивариусом назначена Грейнерт А. Ф. Документы до 1961 г. сданы в ЦГИА. Сейчас архив находится в здании Администрации района и имеет 4 архивохранилища, 1 читальный зал, готовятся ещё 2 кабинета под хранилище архивов. Пенсионерами архивного отдела являются Сайфуллин К. Г., Хабибуллина В. Р., Хлёскина Л. Г. На данный момент работают главный архивист Мухаметьянова Р. Р., архивариус – Султангулова Г. С.
Цели и задачи сотрудников архива – создание эффективной системы организации хранения, комплектования, учёта и использования документов архивного фонда МР Гафурийский р-н РБ в интересах граждан, общества и государства. Создание и совершенствование необходимых условий для обеспечения сохранности, учёта и использования документов архивного фонда МР Гафурийский р-н, находящихся на муниципальном хранении. Хранятся документы действующих и ликвидированных организаций, предприятий, колхозов, совхозов, похозяйственные книги, документы личного происхождения Гафурийского района. Архив пополняется документами источников комплектования – организаций Гафурийского района. По состоянию на 01.10.2021 г. здесь на хранении находятся фонд в количестве 146 с общим объёмом документов 32050 единиц дел. В архиве хранятся документы знаменитого Красноусольского стекольного завода, леспромхоза.
В архиве ежедневно ведётся приём граждан. Выдача справок социально-правового характера в последнее десятилетие для всех архивов вышла на первое место – это сегодня самая востребованная позиция. Запросы поступают по почте, через электронную почту, из МФЦ. А с отделением Пенсионного фонда по Гафурийскому району налажено электронное взаимодействие. Запросы поступают не только из городов РБ, РФ, но и из Европы. Много людей за это время получило возможность реализовать своё право на пенсию, на социальные льготы, получив из архива справки о заработной плате, стаже, вручении наград.
И сегодня необходимо успеть получить от организаций те достоверные документы, которые впоследствии расскажут будущим поколениям об истории того или иного предприятия, его развитии, социально-экономических достижениях и неудачах, об его работниках.
Очень остро стоит вопрос недопущения утраты архивных документов по личному составу при ликвидации либо банкротстве предприятий, приёму их на государственное хранение. Ежегодно на полки поступают документы двух-трёх предприятий-банкротов, а за ними – сотни, тысячи людей, их судеб, граждане имеют возможность обратиться за справками по месту хранения документов.
Ведётся оцифровка документов постоянного срока хранения с целью формирования электронного фонда пользования. Записанная на цифровые носители информация, предназначенная для использования вместо подлинников документов, обеспечит сохранность документа.
Р. Мухаметьянова, главный архивист сектора по делам архивов и делопроизводства Администрации района.