Звезда
-26 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Образование
12 Февраля 2019, 19:23

Пятидневка, автодело и рейтинг школ


Как изменится жизнь школьников Башкирии в этом году


В Уфе прошёл образовательный форум «Взлетай!». В его рамках врио главы региона Радий Хабиров озвучил сразу несколько важных новшеств, которые в ближайшее время произойдут в школах республики

Новшество 1. Пятидневка

– Мы работали над этим, аккуратно взвешивали. Почему родилось такое предложение? Что сегодня представляют собой наши родные дети, школьники? Это довольно измотанный, издёрганный ребёнок, которому шесть дней в неделю мы пытаемся дать знания. В то же время мы бы хотели, чтобы наши дети всё-таки выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми. Поэтому предлагаю перейти на пятидневку, – сказал Радий Хабиров, сорвав аплодисменты зала.

Тут необходимо вставить два важных замечания. Во-первых, бездельничать все выходные детям не придётся. По одной субботе в месяц школа оставит себе на различные интересные мероприятия. Например, спартакиаду, чтобы всем классом пробежать 300 или 500 метров. Вторая суббота может быть посвящена родному краю, третья – культуре народов, которые у нас живут, ну и так далее. Во-вторых, такой переход не должен коснуться и без того невысоких доходов учителей. Несмотря на сокращение количества часов, их зарплаты должны остаться прежними.

Как нам рассказал и.о. министра образования республики Айбулат Хажин, планируется, что некоторые школы смогут перейти на пятидневку уже с 1 апреля, то есть с началом четвёртой четверти. Остальные изменят режим работы с 1 сентября.

– После перехода на пятидневный режим обучения количество предметов не сократится! Все дисциплины, которые прописаны в государственном образовательном стандарте, останутся в расписании, – говорит Айбулат Хажин.

При этом нагрузка равномерно распределится по учебным дням, но не будет превышать федеральные СанПиНы, в которых прописана максимальная нагрузка детей при пятидневном обучении. В младших классах это 21-23 урока, в старших – 33-34 урока.

– Максимальный объём нагрузки в день должен составлять: для первых классов – не более четырёх уроков и один раз в неделю не более пяти, для 2-4-х классов – не более пяти уроков, для 5-6-х – не более шести уроков, для 7-11-х – не более семи уроков, – говорит начальник управления образования администрации Уфы Елена Хаффазова.

Это на три урока меньше, чем при шестидневке. За счёт чего будет сокращение, пока неизвестно, и вряд ли это будет единое решение. Каждая школа будет решать этот вопрос индивидуально.

Новшество 2. Новые полезные навыки

Второе новшество, предложенное Радием Хабировым и уже поддержанное профессиональным сообществом, – преподавать в школах Башкирии вождение и разговорный английский язык, а также шахматы, танцы и другие необходимые в жизни вещи. Руководитель республики рассказал, что планирует внедрить в школах программу «Взлетай», апробированную ранее его командой в подмосковном Красногорске. По сути, это обучение новым навыкам, которые пригодятся во взрослой жизни.

– Например, очень важная, на мой взгляд, компетенция, которая нашим детям очень нужна, – это водительские права. При этом в отношении тех детей, которые растут в многодетных или нуждающихся семьях, и для отличников республика готова предложить определённые преференции в виде частичной оплаты стоимости обучения, либо полного освобождения от неё, – говорит Радий Хабиров.

По информации министерства образования республики, десятиклассники смогут пройти курсы «Научись играть в шахматы», «Дружи со спортом», «Интерактивный башкирский», «Говори свободно» (участие в дебатах), «Моя семья» и «Безопасный Интернет», а учащиеся 11-х классов – «Танцуй» (обучению вальсу), «Садись за руль!», «Интерактивный башкирский» и «Говори свободно».

Прежде чем проект заработает повсеместно, необходимо «отработать некоторые нюансы». Поэтому республиканский Минобр в качестве «пилота» отберёт 10-11 школ, где отработает новшество.

Новшество 3. Лучшие сельские учителя получат по 600 тысяч

Радий Хабиров выступил с предложением утвердить программу «Сельский учитель», уже в этом году на неё выделят из бюджета 60 млн рублей. Эти деньги потратят на премии лучшим сельским учителям – 100 грантов по 600 тысяч рублей. По сути, это аналог программы «Земский доктор» по привлечению в сельскую местность медицинских специалистов.

– Полагаю, что данная мера вкупе с предложениями о выделении земельного участка под строительство способствовала бы тому, чтобы мы всё-таки привлекали учителей в сельские школы, они там оставались и работали, и село наше тоже жило и работало. Если этих денег будет мало и сельских учителей будет больше, мы просто найдём в бюджете дополнительные средства, – говорит врио главы региона.

Новшество 4. Школы будут рейтинговать

Также Радий Хабиров предложил начать рейтинговать школы республики, чтобы находить лучших и поощрять их.

– Полагаю, что если мы введём некую форму рейтингования, по итогам которого ежегодно будем торжественно объявлять 10 лучших городских и 10 сельских школ со значительными грантами для развития этих учреждений, то это тоже будет способствовать развитию наших школ, – сказал он.

В том числе на рейтинг школы будет влиять и работа с одарёнными детьми, за которых Радий Хабиров призвал бороться.

– Я вообще считаю, что если наш школьник получил 100 баллов, то и глава администрации того района или города, где он учится, и директор школы, и педагогический коллектив – все должны в него вцепиться и сопровождать его по жизни. Пусть он отучится в Москве, Санкт-Петербурге, других вузах. Но нам нужно создать систему стимулов, поощрений для того, чтобы такие дети возвращались и работали в нашей родной республике, – сказал он.


Есть мнение

Первый форум школьного образования «Взлетай» собрал более 700 участников.

В составе делегации из нашего района были директора школ № 1, № 2, № 3 с. Красноусольского, школ с. Саитбаба, Янгискаин и Карагаево, зам. начальника РОО Р. Тагирова. Плотно поработав на форуме, члены нашей делегации вернулись домой полные новых идей, планов и сразу приступили к их осуществлению.

Поделиться своими впечатлениями от поездки на столь значимое в системе образования республики событие мы попросили директора СОШ № 2 с. Красноусольского В. Г. Габбасова:

– Отрадно, что сам врио главы республики высказал идею о проведении столь масштабного мероприятия, чтобы поближе пообщаться с учительским сообществом, из первых уст услышать о состоянии дел в образовании, о назревших вопросах и проблемах. Да и сам Радий Фаритович затронул те вопросы, которые волновали педагогов в первую очередь.

На форуме работали 10 дискуссионных площадок. Я участвовал в обсуждении проекта «Взлетай» на площадке «Профессиональная траектория со школьной скамьи: компетенция будущего». Внимательно и с интересом выслушали мы выступление директора центра образования РАНХиГС г. Москвы П. Д. Рабиновича, который говорил о задачах школы по обучению и воспитанию школьников с универсальной компетенцией, готовых к неопределённости, сложным ситуациям в современном мире. Представители нефтяного, авиационного, медицинского университетов, БГУ, БГПУ, многопрофильных профессиональных колледжей г. Уфы и г. Стерлитамака затронули в своих выступлениях вопросы профориентации, увеличения бюджетных мест, приоритета победителей и призёров Всероссийских олимпиад школьников и Кубка Ю. Гагарина. Также были обсуждены вопросы региональной модели профессионального самоопределения, ведения профориентационных курсов, включения материалов этой направленности в курс базовых предметов, работы факультативных кружков по интересам, формирования адекватной самооценки применительно к будущей профессиональной деятельности.

По нескольким направлениям наша школа уже работает. В будущем намерены вести планомерную работу с нашими выпускниками – по возвращению их в район дипломированными специалистами.

После форума мы, директора всех трёх школ райцентра и КБГИ и наши заместители по УВР, собрались вместе для разработки дорожной карты по внедрению проекта «Взлетай». Намечены цели и задачи по его реализации. В настоящее время ведётся работа по переходу к 5-дневной учебной неделе.

Т. ФАЙЗУЛЛИНА.

Читайте нас в