На самом же деле Николай Александрович Ипатов – Почетный гражданин с. Красноусольского – вчера разменял девятый десяток.
Родился он в суровом 1937 году в д. Карагаевка. Вместе со страной пережив немало трудностей и в роковые сороковые, и в пору послевоенного лихолетья, Николай Александрович прошел много жизненных испытаний, но сумел остаться Человеком и в первую очередь Человеком труда. Интеллигентный и скромный от природы, он искренне считает, что его судьба ничем особо не примечательна, но вот здесь как раз ошибается.
– Мое детство выпало на тяжелые военные и послевоенные времена, – вспоминает мой собеседник. – Как и миллионы моих сверстников, я ощутил на себе и голод, и холод, и тяжесть непосильного труда. Грузили в машины зерно, возили на бричках снопы, заготавливали сено, дрова – работы у детей и подростков было непочатый край и зимой, и летом. Ели лебеду, крапиву. Отца забрали в армию, когда мне было 9 дней, а вернулся он, когда исполнилось 9 лет…
Окончив 7 классов в своей деревне, Н. Ипатов продолжил учебу в Красноусольске. После 10 класса он решает поступить в Ленинградское военное училище, но мечте всей жизни не суждено было сбыться – на комиссии его «забраковали» по зрению. Николай рук не опустил – не в его характере, он возвращается в Башкирию и становится студентом Кумертауского технического училища, по окончанию которого получает профессию механика строительных машин. Параллельно «жадный» до учебы парнишка заканчивает курсы шоферов.
– Отучившись, вернулся в родной район и устроился в подсобное хозяйство стекольного завода механиком. Через год меня посадили за баранку грузовика. Нравилась мне моя работа, – продолжает рассказ Николай Александрович. – После открытия леспромхоза (в январе 1959 г.) водителей по желанию начали отбирать в новую организацию. Я, недолго думая, перевелся. Однажды сгоряча пообещал коллегам получить еще одно образование и вскоре поступил в Салаватский индустриальный техникум на факультет механики по эксплуатации автотранспорта. Не думаю, что только данное мною обещание сработало, – улыбается ветеран. – Была у меня какая-то необъяснимая тяга к знаниям. К тому же, в дальнейшем, я стал своеобразным примером в коллективе, и молодежь, глядя на меня, потянулась к учебе.
Дальнейшей закономерной ступенью его «учебной лестницы» стал Уфимский авиационный институт. Параллельно поднимался он и по карьерной: начальник ремонтных мастерских леспромхоза, главный механик, председатель профкома, секретарь парткома… На тот момент леспромхоз был огромным предприятием, который состоял из лесозавода, двух лесопунктов и транспортного цеха. А трудились на предприятии более 1100 человек.
– К исполняемой работе я всегда относился с душой, служил ей, как говорится, верой и правдой. Только в этом случае к человеку придет и успех, и признание, и уважение, – делится Николай Александрович. – Но были и сложности. Так, в годы работы в леспромхозе я получил серьезную травму позвоночника. В 1972 г. в горах за д. Мендим произошло опрокидывание лесовозного автомобиля – что ж, дорога сложная, всякое бывает. К счастью, обошлось без жертв. Но я тогда долгих 4 месяца пролежал на больничной койке, восстанавливался…
В конце 1984 года судьба Николая Александровича вновь сделала крутой вираж – опытного руководителя направили в новую для него сферу образования – назначили директором СПТУ № 130. Становление учебного заведения происходило под его чутким руководством. В первые годы работы училище готовило только трактористов-машинистов, каменщиков и монтажников. Н. А. Ипатов поставил цель – создать базу для подготовки водителей. К концу 1985 года эта цель была выполнена.
– Училищу было передано старое здание райкома партии, кабинеты которого были практически не приспособлены к ведению занятий. Первым делом мы принялись переоборудовать кабинеты в учебные классы. После начали собирать технику, ведь обучать трактористов и водителей при отсутствии самого транспортного средства невозможно. Много сил и времени вложили в создание учебно-материальной базы. Коллектив у меня был прекрасный, трудолюбивый, да и ученики способные. В целом же открытие училища в районе сыграло положительную роль в получении профессии многими юношами и девушками нашего района, которые по разным причинам не могли обучаться в городах, – считает Николай Александрович.
Продолжал руководить училищем он до 1992 года, а после по семейным обстоятельствам был вынужден оставить должность. Перед выходом на пенсию работал директором Торгового дома, а уже будучи на заслуженном отдыхе еще около 7 лет трудился в Красноусольском АТП.
– Я считаю, не только труд красит человека, но и его семья, – продолжает мой собеседник. – С супругой Любовью Федоровной мы душа в душу прожили долгих и счастливых 50 лет. Это прекраснейший человек, который был способен разделить и радости, и горести. Вырастили и воспитали дочь Людмилу, сыновей Евгения и Александра. Всю жизнь держали большое хозяйство: корову, коз, овец, птицу. Трудились в саду и огороде, который ежегодно радовал нас богатым урожаем. К сожалению, 8 лет назад Любови Федоровны не стало.
Одиночество – тяжкий груз, и сегодня справляться с житейскими заботами Николаю Александровичу помогает его спутница Любовь Ивановна. Вместе им многое по силам. А еще часто навещают дети, уже подросшие шесть внуков и четыре правнучки. С ними и связывает свои надежды и мечты Почетный гражданин с. Красноусольского, депутат поселкового Совета многих созывов, член райкома партии Н. Ипатов.
– Порой листаю фотоальбом, вспоминаю прожитую жизнь и понимаю, что она была тяжелой. И все-таки большое счастье, если у тебя есть любимая работа. Каждый должен заниматься своим делом… – делится на прощание Николай Александрович.
Что ж, может быть именно в этих словах и заключается рецепт счастливой жизни. Здоровья вам и долгих лет жизни, уважаемый ветеран.