Все новости
Общество
1 Декабря 2017, 14:11

«БАМ» местного масштаба…

В рекордно короткие сроки в горной местности, при полнейшем бездорожье, было подведено электричество до деревни Толпар

Сейчас сложно поверить, что еще 20 лет назад в деревне не было ни электричества, ни дороги.
Сейчас сложно поверить, что еще 20 лет назад в деревне не было ни электричества, ни дороги.


В рекордно короткие сроки в горной местности, при полнейшем бездорожье, было подведено электричество до деревни Толпар

Летом 1997 года тогдашний Президент РБ М. Г. Рахимов принял волевое решение обеспечить нормальное электроснабжение большой башкирской деревни Толпарово, расположенной в лесной глуши нашего района.

От д. Мендим до д. Толпар была только лесовозная дорога протяженностью более 30 км с глубокими колеями, практически без мостов над многочисленными глубокими ручьями, с крутыми подъемами. Зато у жителей было полнейшее единение с первозданной природой горной местности, изрезанной красивейшей рекой Зилим.

Решили – так решили. Темпы подготовки к строительству начали стремительно нарастать. Валентин Анисимович Фролов, тогда работавший заместителем главного инженера ИЭС, совместно со службами распределительных сетей нашей и «Нугмановско-Вавулинской», с активным участием начальника Гафурийского РЭС Яганшина Миннура Зинятовича разработали план мероприятий. Руководством ОАО к строительству были привлечены механизированные колонны 11, 81 и некоторые другие подразделения треста «Башсельэлектрострой». Проект был ранее разработан Свердловским проектным институтом.

По следам старика

На первом этапе требовалась разбивка трассы для монтажников. Эту работу помог выполнить тогдашний глава Толпаровского сельсовета Закирья-агай, как его все уважительно называли. Ему было более 70, но он был всегда энергичным, подтянутым, доброжелательным человеком.

Коренные толпаровцы, да и наши работники ГРЭС помнят, каким был участок «дороги» за пару километров до местечка Аралык (буквальный перевод – «середина пути», примерно 12 км до Толпарово): самый крутейший подъем с поворотом и с обрывом с левой стороны, колеей на подъеме глубиной около метра и дальше, до Толпарово, не дорога, а мечта для любителей экстрима. Это еще на «дороге», но ведь ЛЭП по дороге не прокладывают. Рядом с «дорогой» была настоящая «урема» – тайга буреломная, трава выше человеческого роста, особенно в низине перед Аралыком.

Так вот в этих условиях Закирья-агай умудрялся ориентироваться по одним ему известным приметам, ни разу не сбившись с намеченного пути при первом прохождении по будущей трассе ЛЭП. Оказывается, мы вслед за ним продирались по трассе ранее проходившей здесь линии проводной связи. Иногда встречали ввернутые в деревья крючья с изоляторами, раза два-три видели гнилые остатки деревоопор. Даже мне, молодому, занимавшемуся активной охотой, было непросто поспевать за стариком. Тогда на трассе нас было четверо – Закирья-агай, Фролов В. А., Яганшин М. З. и я. По «дороге» нас перевозил и сопровождал водитель-ас «УАЗа» В. Смирнов.

Супер-машины помогли

Параллельно решались вопросы доставки на трассу железобетонных опор. Их требовалось более 600 штук. Да еще по деревне примерно 100 штук. Один лесовоз «Урал» или «КамАЗ» могли взять на борт максимум 12 штук. Ближайший завод, способный «выдать на гора» в требуемые сроки такое количество опор – Стерлитамакский ЖБЗ-1. До него от Красноусольска по асфальту 90 км, да потом по горам до д. Мендим – 25. «Урал» по такому «плечу» таскал бы опоры до начала зимы. И тут выручила начальник ПТО ЖБЗ Людмила Фролова. Она предложила доставить опоры на только что купленных заводом супер-«МАЗах». Один брал сразу 25 штук! Договорились по цене. И дело пошло.

Мы расчистили площадку на выезде из д. Мендим в сторону Толпарово, там «дежурил» наш ИЭСовский или ГРЭСовский (иногда оба) автокран. Они разгружали супер-«МАЗы» и тут же грузили опоры в лесовозы мехколонн, которые развозили опоры по короткому «плечу» на трассу.

Первую половину ЛЭП-10 строила мехколонна-81 (прораб Николаев – отличнейший специалист, прекрасный организатор, а прораб Уршакского (Толбазинского) участка Калевид Л. М. был непререкаемым авторитетом), вторую половину и ВЛ-0,4 в самой деревне мехколонна-11 (знаменитый в наших сетях начальник Стерлитамакского участка Каримов З. Г. и его «команда»).

Только чудом уцелел

«Привычные» к бездорожью асы – водители мехколонн – с честью справились с вывозом опор. При этом не обошлось без происшествий. Так, трактор К-700 МК-11 с прицепом, полным опор, в условиях дождливой погоды на скользкой глине утянуло целиком в обрыв под первым «мостом» через речку (сейчас там и такого нет). Тракторист успел выпрыгнуть, сильно не пострадал, а опоры и технику пришлось «похоронить». Удивительно, но выше Аралыка, в горах, трасса проходила по настолько заболоченной местности, что увязший при расчистке просеки трактор С-100 еле вытянули двумя тракторами.

Если уж вспоминать про разные случаи, то однажды «ЗИЛ-157» с будкой не вытянул крутой подъем около Толпарово, покатился вниз, завалился на бок. Из бензобака потек ручей бензина... Как не загорелся?! Позже на последнем крутом подъеме перед Толпаром перевернулся БКГО (ДТ-75). Да, было всякое... В рекордно короткие сроки, в условиях полнейшего бездорожья горной местности монтажники честно и добросовестно справились с поставленными задачами. Для работников мехколонн эта линия на всю жизнь останется очень памятным объектом. Они – истинные герои нашего времени. Низкий им поклон!

Долгожданный день

Началась приемка линии. Впервые мы столкнулись с таким объектом в необычно сложных горных условиях. Для повышения устойчивости против весенних мощных потоков необузданной водной стихии пришлось потребовать от монтажников усиления многочисленных угловых и концевых (линейных) «анкеров» третьими стойками – это было отступлением от проекта, привело к удорожанию, но в процессе эксплуатации убедились в правильности принятого решения. Линия получилась устойчивой.

Можно еще очень много рассказывать об этой удивительной стройке, сравнимой с «БАМом» местного масштаба, но... Пришел день подачи напряжения на ЛЭП-10, три КТП и ВЛ-0,4. День 2-го ноября 1997 года. На базе ГРЭС ранним утром собрались главный инженер МК-81 Миннигулов Ф. Ф., Фролов В. А., Федоров Н. П., Яганшин М. З., главный инженер ГРЭС Сибагатуллин Ф. Р., диспетчер ГРЭС Зубайдуллин Р. С., мастер ГРЭС Гумеров М. Р. Обсудили порядок действий по программе включения ВЛ-10 кВ, трех КТП и ВЛ-0,4 в Толпарово, разработанной Фроловым В. А. Затем выехали в сторону д. Мендим и далее – до Толпарово.

Был сильнейший гололед. В Мендиме «Москвич» Миннигулова оставили, пересели на «УАЗ». На «аралыкском» подъеме «УАЗ» без шипов подняться не смог, как мы его ни толкали. Мало того, от переживаний, физической перегрузки и волнения у Валентина Анисимовича случился сердечный приступ. Почти на руках развернули «УАЗ», загрузили в него больного и отправили в Красноусольск.

На часах было примерно 12 часов дня. Пошли дальше, где пешком, где ползком, трое: Яганшин М. З., Миннигулов Ф. Ф. и я. До Толпарово 12 километров... Прошли примерно пять из них, навстречу на «Ниве» – тогдашний начальник Гафурийского «Сельэнерго», будущий начальник ГРЭС Мухаметзянов Ш. И. Узнав о цели нашего «похода», Шамиль Ильясович отдал нам свою машину, отправив нас на ней в Толпарово. Как позднее выяснилось, на обратном пути «Нива» перевернулась на Аралыке, но удачно, никто не пострадал.

Да будет свет!

Было сомнение, что не сможем обеспечить при такой протяженности линии (от подстанции Красноусольска 65 км) нормальный уровень напряжения. Когда же диспетчеры и оперативный персонал во главе с главным инженером ГРЭС, четко отработав по программе, подали напряжение на ВЛ-10 кВ (примерно в 16 часов), на ближайшей КТПН около сельсовета на шинах 0,4 кВ напряжение было 235/400 (!!!) Вольт. Это была очень, очень волнительная минута истинного человеческого счастья!

Дело было сделано. Вечерело. Надо было возвращаться. Но не тут-то было! Это сегодня сделан пологий подъем, а тогда подъем от деревни в гору казался вертикальным. И страшный гололед! На наше счастье среди мехколонновцев оказался на стареньком «УАЗ-469» разбитной, в лихо заломленной старенькой шляпе (!) прораб, супер-водитель от Бога, который разогнал свою колымагу до предельной скорости в начале подъема и, не сбавляя темпа, помчался наверх… И к концу подъема, на последнем издыхании движка все-таки вытянул нас всех!

Он довез нас до д. Мендим, где мы пересели на «Москвич-2141». Вот на этой машине водитель был далеко не ас, шипов тоже не оказалось. Весь длиннющий подъем от Мендима мы потели, «толкая в гору паровоз». В Гафурийский РЭС мы прибыли в 2 часа ночи. Очень уставшие, но очень счастливые. С Валентином Анисимовичем тогда все обошлось. И это здорово! Ему за ту стройку служба электросетей ОАО «Башкирэнерго» в шутку присвоила звание «Толпаровский».

Нет предела совершенству

Прошло 20 лет. Когда в прошлом году проезжал вдоль линии с супругой и тремя внуками, гордость распирала, слезы наворачивались от воспоминаний. На душе была радость от осознания того, что нынешняя молодежь не сидит сложа руки.

Как не порадоваться, когда видишь невооруженным глазом, какие преобразования внедрены на нашем 9-м «толпаровском»: уже довольно много участков с голым проводом поменяли на СИП-3 с увеличенным сечением, очень помогают оперативно решать вопросы с переключениями управляемые с диспетчерского компьютера одним-двумя кликами реклоузеры и выключатель нагрузки. Уже не надо по первому «чиху» гонять ОВБ в «тьмутаракань». Умудрились даже задействовать для управления выключателем опто-волокно, висящее на наших опорах. Радуют глаз расчищенные спецтехникой от всепроникающей поросли участки просек. Так держать! Еще бы мосты немного «подшаманить» и тогда совсем хорошо было бы. Или вынести «глухой» участок линии к новой дороге. Или провести ЛЭП-35 и закольцеваться с ЛЭП-35 Белорецких сетей. На зимние обходы снегоходы помогают, еще бы на летние квадроциклы...

Мечтайте, «ищите да обрящете», как говорится. Нет предела совершенству!

Н. ФЕДОРОВ, бывший зам. главного инженера ПО «ИЭС».

Читайте нас: