Общество
10 Апреля 2018, 16:55

Он сказал: «Поехали!»

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полёт человека в космос. В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-К72К», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). Дублёром был Герман Титов, запасным космонавтом – Григорий Нелюбов. Полёт продолжался 1 час 48 минут.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя космический корабль начал свободный полёт по орбите вокруг Земли. Он пролетел свыше 40 тысяч километров со скоростью 28 тысяч км/час на высоте 240-327 км. После облёта земного шара была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник начал снижаться с орбиты для приземления. На высоте нескольких километров от земли Гагарин катапультировался и в 10 часов 55 минут по московскому времени приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.

12 апреля 1961 года – день, перевернувший историю. В этот день жители Земли бросили вызов космосу. Так началась новая эра Человечества, в которой космическое пространство перестало носить эпитет «безжизненное».

За годы, прошедшие со дня полёта космонавта №1 Юрия Гагарина, в космосе побывали более 500 человек более чем из 40 стран мира. Большинство людей вспоминают именно полёт Гагарина и последующие за ним миссии. А что предшествовало первому пребыванию человека в Космосе…?

Парадоксально, но русская космическая программа родилась в тюрьме. Именно там, в марте 1881 года сидел русский террорист-народоволец Николай Кибальчич, арестованный за участие в убийстве Императора Александра II. Кибальчич считался «главным инженером» российских «народовольцев». Именно он изобрёл и изготовил метательные снаряды с «гремучим студнем», которые революционеры метали в монарха. Но в историю науки он вошёл благодаря совершенно другому изобретению. Находясь в заключении, Кибальчич выдвинул идею летательного аппарата, схожего на ракету, который мог бы совершать космические полёты. Однако тюремщики не удовлетворили просьбу изобретателя передать его рукописи с опередившими время идеями в Академию наук, и проект его ракеты был опубликован лишь в 1918 году, когда Циолковский уже разработал основы теории реактивного движения. Так что настоящим отцом российской космонавтики считают именно Константина Эдуардовича Циолковского. В 1903 году он опубликовал в журнале «Научное обозрении» статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой сформулировал основные пункты теории реактивного движения, а также обосновал необходимость использования ракеты для межпланетных сообщений.

Данная статья изменила судьбу ещё одного великого человека - С. П. Королёва. Оказывается, можно летать не только в пределах атмосферы. Эта мысль буквально поглотила его. Триумфу полёта в Космос первого космонавта планеты предшествовали годы напряженных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мало кто знает, что первые в стране пробные пуски ракет на жидком топливе Королёв произвёл в 1933 году в подмосковном Нахабино. От первого успешного старта ракеты до полёта Гагарина прошло без малого 28 лет.

В 1972 году на экранах кинотеатров мы впервые увидели художественный фильм «Укрощение огня». События фильма описывают историю освоения космоса с 1920-х по 1960-е годы. Картина начинается с испытаний ракет ГИРД на подмосковном Нахабинском военно-инженерном полигоне и заканчивается первым полётом человека в Космос. Впервые была приоткрыта завеса секретности над ракетно-космической отраслью. В фильме показан Человек с большой буквы, который в принципе может всё. Фильм не о владельцах вилл, куршевелей или газпромов, он о людях, одержимых идеей во благо человечества.

Человек всегда смотрел в небо. Представлял себе далёкие миры, рассуждал о существовании высших существ, живущих где-то далеко-далеко, придумывал гипотезы-легенды о созданиях с небес. Первому полёту человека в космос предшествовали эксперименты с преодолением невесомости, которые продолжились запусками искусственных спутников Земли, знаменитыми полётами Белки и Стрелки, отправлением ракеты к Венере, установлением связи с удалёнными от Земли объектами. О звёздах люди мечтали давно, но первые попытки добраться до них начали осуществляться лишь в 1957 году, когда на орбиту при помощи ракеты Р-7 был выведен первый искусственный спутник Земли, который представлял собой небольшой аппарат шарообразной формы массой 83,6 кг со встроенным радиопередатчиком. Долгое время всякая информация о ракетах, спутниках и людях, причастных к этой технике, была секретной. Но теперь известно, что первый искусственный спутник Земли был разработан в подмосковном посёлке Болшеве (сейчас это город Королёв). 19 августа 1960 года на орбиту отправились знаменитые белка и Стрелка – первые живые существа, слетавшие в Космос и вернувшиеся на Землю живыми и здоровыми. Они облетели планету семнадцать раз и успешно приземлились. А Стрелка через некоторое время даже принесла здоровое потомство – шесть щенков.

Шагнув в неизведанное 57 лет назад, двадцатисемилетний Гагарин, безусловно, был в зоне риска. Главный конструктор Сергей Павлович Королёв неоднократно замечал, что риск был, и не малый, ведь корабль «Восток» не имел эффективной системы аварийного спасения, которая появилось значительно позже. Были ещё ряд сложностей, о которых многие непосвящённые даже не догадывались.

Первый полёт в космос готовили в спешке, поскольку от разведки поступило сообщение, что американцы планируют запуск космического корабля на конец апреля. Руководство страны не могло этого допустить и дало команду опередить американцев любым способом. Интересно, что предварительно было подготовлено три сообщения о полёте Гагарина в космос. Первое – «Успешное», второе с просьбой помощи в поиске, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане, третье – «Трагическое», если Гагарин погибнет. До полёта не знали, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от управления «Востоком» в порыве буйства. Чтобы включить ручное управление, Гагарину надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

Страна влюбилась в первого космонавта. Юрий Алексеевич был искренним и обаятельным, его легендарная лучезарная улыбка покорила весь мир. Гагарин всю жизнь оставался простым, доступным, отзывчивым и удивительно доброжелательным человеком. О нём было опубликовано огромное количество воспоминаний и материалов. Появились детали, которые, возможно, делают его даже ещё симпатичнее.

Заместитель начальника ГШ ВВС, председатель Комиссии по приему выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов в Центре подготовки космонавтов генерал Н. П. Каманин (Герой Советского Союза №2) вспоминает: «Перед полётом Гагарин крепко спал. Выйдя из автобуса перед стартом, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали – пришлось силой вырывать космонавта из объятий провожающих. Во время полёта связь с Гагариным поддерживали всего трое – Сергей Королёв, Николай Каманин и Павел Попович. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и чётки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королёва «Старт», Юра ответил: «Поехали!».

Старт прошёл отлично, но в момент перевода связи со стартовой позиции на командный пункт в Колпашево всем пришлось пережить несколько неприятных секунд. «Космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королёв, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости», - говорится в дневниках Каманина. Все на космодроме облегчённого вздохнули, когда из Колпашево и Москвы сообщили о восстановлении связи с космонавтом и об успешном выходе его корабля на орбиту. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте товарищи!».

Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированном месте - в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, в районе села Смелковка.

Вечер 12 апреля прошёл в здании обкома в Куйбышеве, куда самолётом доставили первого космонавта планеты. «Присутствовали Сергей Королёв, шесть космонавтов, члены Госкомссии, руководители области. Так закончился этот тревожный и в то же время радостный, победный день», - заключает в своих записях генерал Каманин. 13 апреля состоялось совещание в Куйбышеве, где Ю.А.Гагарин сделал первый доклад после полёта, а уже 14 апреля первого космонавта встречала столица. Ликованию москвичей не было границ, все, кто мог, вышли на улицы. Н.С.Королёва (дочь Академика) вспоминает: «Я вместе со своими коллегами-хирургами Боткинской больницы тоже шла на Красную площадь, где должен был состояться митинг в честь первого космонавта планеты. Кто-то из шедших рядом со мной произнёс: «Интересно узнать, кто же этот Главный конструктор, который запустил Гагарина в космос?». Мне так хотелось ответить, что это – мой отец, но я не имела права – ведь он просил меня никогда не говорить, чем он занимается. Однако сердце моё было наполнено гордостью». Из-за обстановки строгой секретности С.П.Королёв дважды мог, но не получил Нобелевскую премию: в 1957 году за вывод на орбиту Первого искусственного спутника Земли и в 1961 году – за полёт Первого космонавта. О роли Королёва в нашей космической программе знало только его близкое окружение. В прессе его называли «Главный конструктор» или «Профессор К.Сергеев», соратники и друзья – «СП». Однажды в День космонавтики С.П.Королёв пришёл на торжественное заседание и хотел пройти в первые ряды, которые охранялись, ему преградили дорогу: «Вы знаете, товарищ, эти места только для тех, кто имеет непосредственное отношение к этому событию». Его же в лицо никто не знал.

Умер Академик Королёв 14 января 1966 года, когда ему было всего 59 лет. Сердце его остановилось во время операции. И лишь 16 января в правительственном сообщении о смерти страна впервые увидела лицо дважды Героя Социалистического труда, Главного конструктора ракетно-космических систем и узнала имя С. П. Королёва. Это было вызвано полной неожиданностью свершившегося и необходимостью принятия решения о его рассекречивании. Только тогда спала завеса и безымянный Главный конструктор обрёл своё настоящее лицо. Космонавт Алексей Леонов не раз говорил: «Если бы Королёв был жив, мы обязательно бы слетали и высадились на Луну».

После полёта Гагарина практически все мальчишки мечтали стать космонавтами, это была одна из самых романтичных и почитаемых профессий. Юрий Алексеевич Гагарин стал всенародным героем, им восхищались и старались подражать. Но вместе с этим, Гагарин был простым, открытым, добрым и очень трудолюбивым. Он вырос в Смоленской области в рабочей семье, испытал на себе все ужасы Отечественной войны, уже в детстве видел примеры мужества простых солдат и вырос сильным целеустремлённым человеком. Юрий Гагарин был очень активным человеком и жил насыщенной жизнью. Он окончил Саратовский индустриальный техникум и с увлечением занимался в аэроклубе. Затем жизнь свела его с другим великим человеком – знаменитым конструктором С.П.Королёвым.

В марте 1968 года первый космонавт мира погиб во время выполнения тренировочного полёта в тяжёлых метеусловиях. «Миг-15» разбился в лесной местности Владимировской области.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!..».

Прошли годы… Уже многие современники воспринимают полёты в космос как обыденную работу. Сегодня мы видим поразительные успехи космической техники – вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта. Сегодня в космос летают даже обычные люди (предварительно прошедшие специальную подготовку), появился даже термин «космический туризм». Нам есть чем гордиться и у нас прекрасная история.

Всемирный день космонавтики посвящён всем тем людям, которые были причастны к этому знаменательному событию, всем работникам космической отрасли, астрономам, исследователям и учёным. Все эти люди ежедневно приближают нас еще на один маленький шаг к разгадке удивительной тайны – необъятного космоса.

Поздравляю гафурийцев с 57-летней годовщиной со дня первого полёта человека в космос! Желаю процветанию нашей Малой Родине!

Ю. А. Фокин, полковник в отставке