В Послании В. Путина Федеральному Собранию вновь в числе приоритетных ставилась задача развития бизнеса. Ещё в майском Указе 2018 г. Президент обязал правительство вдвое увеличить вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны.
Однако опять вынужден поставить эту же задачу, поскольку первый майский Указ не был выполнен. Бизнес по-прежнему жалуется на всяческие административные барьеры, на прессинг проверяющих, высокие проценты по кредитам и т.д. «Такого не должно быть», – сказал Президент, имея в виду, что предприниматели часто подвергаются необоснованному уголовному преследованию. Заводятся уголовные дела по каждому мелкому случаю, но 45% возбуждённых уголовных дел не доходят до суда. Однако при этом бизнесмен теряет управление делами, бизнес разваливается, его работники лишаются работы.
В практике имеется огромное число (более 2 млн.) всяческих ограничительных документов, пора их пересмотреть и отправить в архив. «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под угрозой наказания», – таков тезис Президента. Последуют ли ему правительство и законодатели – ещё вопрос. Уж очень медленно меняется наше уголовное и административное законодательство в отношении бизнеса.
А правительство по-прежнему видит в нём важнейший источник дополнительных доходов. Доказательством этому являются возросшие штрафы, увеличение НДС на 2% (что уже аукнулось ростом цен), всё новые и новые акцизы и сборы. Президент на этот раз обратился прямо к Верховному Суду и Генпрокуратуре, чтобы навели порядок. Может они побыстрее пошевелятся, нежели правительственные чиновники.
Правительству же поручено создать специальный портал (цифровую платформу), с помощью которой предприниматель мог бы обратиться с жалобой при давлении на бизнес. Создадут – не создадут, но бумагами стали шуршать в правительстве активнее. А недавно получился казус, когда в Госдуме выступал министр по экономическому развитию Д. Орешкин. Он принёс много бумаг, однако вследствие неконкретности, абстрактности, оторванности от реальности (министр не мог даже назвать цифру бюджетных вложений в экономику на 2019 год) его доклад думцы «завернули». Неужели времена начали меняться?
А доклад министр делал, кстати, как раз по развитию малого и среднего бизнеса. Положение дел здесь можно расценить двояко. С одной стороны, за последний год зарегистрировались новые десятки тысяч предпринимателей. С другой стороны, закрылись тоже десятки тысяч малых и средних предприятий. В результате – топтание на месте. Государственные чиновники предпочитают воздействовать на предпринимателей с помощью «кнута» – различных запретов, ограничений, требований согласования. А в странах, где малый и средний бизнес занимает до 60% экономики, предпочитают давать «пряник» – в виде сниженного налогообложения и «нулевых» процентов за кредиты. Когда это всё дойдёт до нас? Обнадёживает, что Президент стал обращать на это внимание, значит, подвижки должны быть.
Без малого и среднего бизнеса государство не в силах решить самую животрепещущую задачу – повысить занятость населения. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении молодых граждан. У них в начале трудовой деятельности нет опыта, нет навыков – а предпринимателям нужны опытные и умные работники. Поэтому в ряде российских регионов безработных молодых людей уже около 30%, и проблема острее с каждым годом. Однако государственная политика не замечает её, напротив, по данным профсоюзов, с 2011 г. по 2019 г. число рабочих мест в РФ сократилось на 5 млн. В последние два года сокращение официальной занятости составило по 450 тысяч рабочих мест. Конечно, сказался технологический прогресс, внедрённые автоматизации и «цифровизации». Часть работников, вполне возможно, перешла в «серую» экономику. Но потеря рабочих мест – это факт, даже в Москве уже начинает ощущаться избыток рабочей силы на рынке труда. Есть подсчёты известных экономистов, согласно которым в РФ ежегодно с помощью малого и среднего бизнеса необходимо создавать от 600 тысяч до 2,2 млн. новых рабочих мест. А создаётся – мизер. По этим же подсчётам, к 2025 году не будут востребованы на рынке более 7 млн.(!) молодых граждан России. А к 2030 году – даже подумать страшно, сколько скопится безработной, незанятой молодёжи.
А это очень «желанный ресурс» для всякого рода экстремистов и, конечно, криминала. Кстати, «бандитизация» страны, по ощущениям, возвращается к уровню пресловутых 90-х годов. И вина здесь не только правоохранителей (Путин справедливо критиковал МВД на недавней коллегии – раскрываемость преступлений упала ниже 50%), но и экономических «стратегов» в руководстве страны.
Итак, Президент призывает: бизнес, помогай! Помогай экономике и людям, российским семьям. Но прежде нужно помочь ему укрепиться и расцвести.