Все новости
Общество
25 Апреля 2020, 18:00

Привыкнем жить онлайн?

О событиях в стране и мире – в нашей постоянной рубрикеДве чёрные даты пророчили в апреле маги и гадалки – 21 и 24 числа. Первая «чёрная метка» полностью подтвердилась: спекулянты на бирже 21 апреля обрушили цены на нефть до нуля. И хотя обвал касался так называемых фьючерсов, т.е. бумажных обязательств компаний добыть столько-то нефти в мае (то ли добудут, то ли нет), однако полетели вниз и физические цены.

Наша нефть «Юралс» упала в апреле до «смешных» 10 долларов за баррель, тут же «полегчал» рубль (до 77 «деревянных» за доллар). А что будет после 24 апреля – боимся загадывать.

Мы живём в условиях сплошной неопределённости. Особенно угнетающе это действует на бизнес. По сведениям ФНС, за месяц ушли с рынка 65 тысяч предприятий малого бизнеса. На грани банкротства «середняки» и даже крупный бизнес. Сам президент Путин недавно назвал цифру: в апреле розничная торговля сократилась на 35% из-за падения платёжеспособного спроса. Предприниматели и граждане, похоже, доедают последние «заначки».

У всех один вопрос: когда же дойдёт до них государственная помощь? Ведь правительство перечислило банкам 150 млрд. руб. на выдачу предприятиям беспроцентных кредитов на зарплату работникам. Но банки не спешат кредитовать заёмщиков. Господин Греф сразу заявил, что Сбербанк рассматривает заявки только от своих зарплатных клиентов. Выдвинули свои условия и «Россельхозбанк», ВТБ, ВЭБ и прочие банки. Бизнес-омбудсмен Титов пожаловался Мишустину, что удовлетворяются только 20-30% заявок на кредиты. Мишустин нажал на министра Решетникова, но тот ничего(!) не добился. А давить-то надо на Центробанк: именно он (под угрозой лишить лицензии) легко может заставить банки выдавать кредиты на зарплаты. Кстати, их объём правительство увеличивает до 350 млрд. рублей в расчёте на то, что к программе кредитования присоединится средний и крупный бизнес.

А что же глава Центробанка Набиуллина? Да, она признала, что программа кредитования зарплат пока «выполняется медленно», но дело ускорится, мол, надо чуток потерпеть. И ни слова об отзыве лицензий! У госпожи Набиуллиной нет даже представления, что у людей, сидящих дома в режиме самоизоляции (и под угрозой огромных штрафов за его нарушение), просто кончаются деньги на еду. И сколько ещё сидеть – большой вопрос. Хорошо, если к середине мая страна пройдёт пик заражения и начнётся медленный спад. К сожалению, мы не китайцы, не обладаем такой, как у них, железной дисциплиной. Так что эпидемия может затянуться на май и июнь.

Чем сейчас помочь нуждающимся людям – об этом болит голова у глав регионов. Путин из Ново-Огарёва почти ежедневно даёт им ЦУ и директивы и требует отчётов. О чём в первую очередь спрашивает Президент? Главная его забота – чтобы к концу апреля развернуть 92 тысячи специализированных коек. Все губернаторы, кстати, клянутся, что задание выполнят (а Мишустин уточнил, что в 10 регионах – Башкирии в этом перечне нет, слава Богу – не освоено даже половины выделенных средств на развёртывание коечного фонда). Президент пока верит обещаниям. Интересно, все ли чиновники останутся в креслах, когда выяснится, что слова не подкрепляются делами?

Руководитель счётной палаты Кудрин (кстати, это он ещё в начале 2000-х годов был идеологом «оптимизации», в частности, перевода на самоокупаемость медицины и высшего образования) заявил, что возможно из-за кризиса потеряют работу до 8 млн. россиян. А некоторые эксперты говорят о цифре в 14-15 млн. безработных. Куда деть этих людей, когда они выйдут с домашней самоизоляции и потребуют работу? В США, кстати, безработным дают продуктовые пайки и денежную поддержку. Задумаются ли и у нас о создании Фонда помощи нуждающимся на государственном уровне? Чёткого ответа мы пока не слышим. А благотворительности и волонтёрства (взаимопомощи) недостаточно.

Н. ПИСКУН.

Читайте нас: