Тут случился ещё один «хлопок» газа (ничего себе хлопок – обрушился весь подъезд!), здесь – целая серия ДТП с многочисленными жертвами. Если всё подсчитать – проклятый COVID-19 наносит, наверное, меньший ущерб России, чем мы сами себе.
На фронте борьбы с вирусом в последнее время положительного перелома добиваются другие страны. Хотя там нет штабов и правительственных комиссий, нет вакцин. Во Вьетнаме, например, официально ни одного погибшего от коронавируса. Сами вьетнамцы считают, что им помогают любовь к порядку, организованности и чистоте. Да, насчёт чистоты наших поселений, лесов, рек и озёр – мы не конкуренты вьетнамцам. И даже в считающейся не слишком цивилизованной Монголии тоже нет признаков эпидемии.
Но даже в такой период, когда мы все, что называется, в одной лодке, стараемся выплыть из-под волны экономического кризиса, сохраняются прежние инстинкты и стремления. Богатые очень неохотно помогают бедным. Самые крутые олигархи обещают, например, пожертвовать на борьбу с вирусом и помощь заболевшим кто миллиард, кто два миллиарда, как Усманов. А что не жертвовать, если тому же Усманову правительство выделило 2 млрд. руб. в качестве помощи! А Греф предъявил правительству счёт в 160 млрд. рублей – столько, дескать, банки теряют от введения отсрочек и каникул, беспроцентных кредитов на зарплату. Тут даже Набиуллина не выдержала и выдала Грефа с головой, сказав, что «в 2019 году банки получили «маржу» в 5 триллионов рублей» (это на фоне нищающего шесть лет подряд населения!). Тем не менее, Греф выбил из Мишустина 49 млрд. руб. «возмещения».
Сам Центробанк выкинул на рынок рекордное количество валюты на радость спекулянтам. На миллиарды рублей хочет продать и ОФЗ (их доходность значительно выше ключевой ставки, которая на днях снизилась до 5,5%). Кто так охотно покупает облигации нашего федерального займа? Разумеется, иностранцы. А ещё, как утверждает информированный экономист М. Делягин, начали подтягиваться к ОФЗ воровские «общаки» – криминал почуял большую выгоду! Бандитские авторитеты всё смелее показывают намерение участвовать в делёжке национального богатства России. Недавний бунт в одной из спецколоний в Сибири как раз и был таким сигналом (от кого убийцы и мошенники получили приказ – сейчас разбирается следствие, не исключено, что от самого «Шакро молодого», «короля» криминальной России).
Министр сельского хозяйства банкир Патрушев хвастливо докладывал Путину, что «вопрос о продовольственной безопасности не стоит». Для банкиров, чиновников, олигархов, действительно, не стоит. А простой народ видит, что в магазинах каждый день растут цены на продовольствие, а ассортимент товаров начал сокращаться. Кто-то уже советует людям дотерпеть до того времени, когда опять пойдут потоком товары из Китая, быстро восстанавливающего своё производство. Кстати, автозаводы в Китае работали, кажется, даже во время карантина.
Наше Министерство промышленности тоже хочет показать деловитость: министр Мантуров отрапортовал о возобновлении работы 12 автозаводов, где заняты 300 тыс. работников. Но вот беда – нет заказов на автомобили: ни от фермеров, ни от предпринимателей, а о простых россиянах и речи нет. Путин подумал и предложил: покупать автомобили МВД, Росгвардии, МЧС, Минобороны, кроме того, будет выделено то ли 5, то ли 10 млрд. рублей на закупки авто для служб реанимации и «Скорой помощи». Но это не решает вопрос полной загрузки предприятий. Президент пошевелил и нового министра строительства Хуснуллина: как, мол, будут выполнять программу жилищного строительства? И дорожное строительство следует интенсифицировать – тут можно создать новые рабочие места. Будем надеяться, что в этих отраслях тоже оживят работу.
Но в целом о стратегии развития Мишустин будет докладывать только в конце мая. Хотя первоначально планировалось сделать это в апреле. Да, эпидемия внесла свои коррективы. Будем надеяться, что и в стратегию тоже.
Н. ПИСКУН.