Звезда
-2 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Общество
18 Сентября 2023, 14:10

Душа – камертон прекрасного

Вера Валиева оставила о себе добрую память среди всех, кто её знал Новых людей в деревне всегда встречают настороженно. К ним проявляют особый интерес, присматриваются. Вскоре устанавливается устойчивое отношение: одних деревня принимает, других отталкивает.

Душа – камертон прекрасного
Душа – камертон прекрасного

Так было и с семьёй молодых специалистов Валиевых, которые приехали в наше село Тузлукуш Белебеевского района в 1980 году. Поселились они неподалёку, в колхозном доме. Вскоре вся наша семья, включая старую свекровь и детей, подружилась и сблизилась с этими обаятельными людьми. Они оказались открытыми, простыми, доброжелательными, интересными. Это дружба продолжается свыше 40 лет, несмотря на солидную разницу в возрасте, а потом и расстояния.

Риф Анварович работал в нашем колхозе главным агрономом, а Вера Васильевна очень быстро и органично влилась в коллектив Тузлукушевской средней школы учителем русского языка, литературы, мировой художественной культуры. Авторитет пришёл к ним обоим очень быстро. Риф Анварович изменил работу агрономической службы так, что вскоре наш колхоз вышел победителем соцсоревнования по урожайности полей и продаже хлеба государству. Он был требовательным прежде всего к себе, добивался строгого выполнения своих указаний со стороны других руководителей и служб, трактористов и комбайнёров, которые научились беспрекословно выполнять его требования.

Вера Васильевна благодаря своему внутреннему обаянию, трудолюбию, доброжелательному и уважительному отношению к учащимся (даже к так называемым «трудным детям»), эрудиции завоевала неподдельную любовь своих учеников. Она была учителем от Бога, с широким кругозором, мудрым и строгим воспитателем юных, неопытных душ.

Глубокое знание языка, любовь к чтению она получила от своих родителей. В их семье господствовал культ книги. Ещё в раннем детстве она научилась читать и понимать иногда скрытый подтекст и мысли автора. Общение с простыми односельчанами, местный фольклор, любовь к которым она впитала в себя, живя в небольшой деревне, помогли ей стать одним из лучших специалистов как в нашей школе, так и в г. Новый Уренгой, куда Валиевы впоследствии переехали и где прошла значительная часть их трудовой деятельности.

Я знаю, что она работала в одной из лучших и крупных школ города. Многие родители добивались того, чтобы их дети учились именно в тех классах, в которых преподавала Вера Васильевна. Таков был её авторитет. В работе с учащимися она не жалела ни здоровья, ни сил, ни времени. Ей радостно было осознавать, что очень многие и у нас, и в г. Уренгой выбрали для себя на всю жизнь трудную и очень ответственную работу простого учителя. Ни один (!) её выпускник за все годы не провалил выпускные и вступительные экзамены в самые престижные ВУЗы страны, а несколько её учащихся успешно продолжали её дело за рубежом. Всё это – результат кропотливой работы их учителя – Веры Васильевны.

В городе она долгие годы возглавляла городскую секцию учителей русского языка и литературы, охотно делилась своим опытом, изучала и распространяла опыт работы других учителей. Вела наставничество над молодыми коллегами.

Душевное удовлетворение она получала в поэзии и живописи. Множество прекрасных стихов и ярких картин написаны её рукой. Они продиктованы ей родной природой, которую она любила до самозабвения. Чутким сердцем улавливала неповторимую природную красоту в разные времена года и отражала её в стихах и картинах. В них её душа, её настроение и переживания. Своим творчеством она помогала людям, даже чёрствым и равнодушным, увидеть прекрасное в окружающем мире. Эта тяга к творчеству была настолько сильна, что в одном из предпоследних разговоров, уже у последней черты, она с непередаваемой тоской в голосе сказала: «Так хочу писать картины. Но пока нет сил…».

Когда узнали (ох, как поздно!) о болезни Верочки, Риф сделал буквально всё, чтобы помочь ей бороться с жестоким недугом, продлить её жизнь. Он окружил её таким теплом и заботой, что она сама жалела его за такую самоотверженность. К огромному сожалению, болезнь оказалась сильнее этой жизнерадостной женщины. Ей было всего 68 лет, 5 лет из которых прошли в борьбе за жизнь. Верочке, моей близкой и любимой подруге, жить бы ещё и жить, и радоваться детям и внукам. Я глубоко скорблю и сожалею о её ранней смерти. Знаю, что отпевали по христианским канонам, а похоронили при огромном стечении населения села по канонам Ислама на мусульманском кладбище. Мне кажется, что это правильно и символично, ведь мы – дети одного Бога. Будучи русской, она с глубоким уважением относилась к нашей религии – Исламу, и к нашей культуре.
Отдельно хочется поблагодарить население села Бурлы и местного имам-хатыба за уважительное отношение к памяти Веры Васильевны Валиевой. Дай вам Бог всем добра и здоровья. Мне не удалось присутствовать на похоронах моей незабвенной подруги, доброй собеседницы, мудрой советчицы, Человека с большой буквы, о чём я глубоко сожалею.

Дорогие мои Риф, Светлана и Роберт! Вы можете гордиться такой женой и матерью! Она прожила хорошую, преданную вам жизнь, забывая о себе и нося в сердце неоценимую любовь к вам. Примите самые искренние соболезнования от меня и моих детей, которые любили её, человека чистой, святой души. Мы всегда будем помнить её именно такой. Благодарим судьбу за то, что столь долгие годы нам суждено было быть близкими друзьями с Верой Васильевной и Рифом Анваровичем. В эти тяжёлые, скорбные дни мы с вами. Пусть наша дорогая Вера Васильевна покоится с миром, а земля ей будет пухом. От души желаем вам выдержки, терпения. Вечная ей память. Она этого достойна.

Римма ИСХАКОВА.

Автор:Татьяна Пискун
Читайте нас: