В эту неделю на повестку дня в мировой политике выходят такие события, как экономический форум в Давосе (глобалисты не хотят расставаться со своими планами), приход авианосной группы США к берегам Ирана (что хотят предпринять американцы?), итоги обсуждения т.н. «гарантий безопасности» Украины делегациями США и киевского режима (не с этими ли итогами Уиткофф и Кушнер хотят снова приехать в Москву?).
Но не теряют актуальности и другие, в том числе экономические, темы. Так, президент Путин предложил правительству и Центробанку действовать единой командой и обеспечить в 2026 году экономический рост вместо стагнации и при этом снизить инфляцию до 4-5%.
Ряд экономистов уже заявили, что это невыполнимая задача, ибо Мишустин и Набиуллина не придут к согласию. Тем более, что в январе ожидается большое сокращение из-за санкций поступлений в бюджет нефтегазовых доходов. Что делает ЦБ? В разы увеличивает продажу золотовалютных резервов, чтобы получить дополнительно, как объявлено, более 230 млрд рублей. Эти «денежные интервенции» пока держат курс рубля (около 80 руб./доллар) вопреки прогнозируемому ранее «обвалу». Долго это будет продолжаться? Нефтяные цены идут вниз, т.е. на мировом рынке предложение опережает спрос. Во многом такая картина определяется политикой ОПЕК+. Решением этой организации в декабре было некоторое увеличение квот добычи. Следующее заседание ОПЕК+ состоится в феврале. Ожидается, что оно не изменит тенденцию на прирост добычи нефти. С газом, правда, такой ясности нет.
Кому это выгодно? Только не России. Нам и так приходится сокращать поставки сырой нефти из-за санкций (можно было бы компенсировать это ростом поставок продуктов нефтепереработки, но пока мы на это не перестроились, утверждают экономисты). Чтобы хоть как-то удержаться на приемлемом уровне, приходится постоянно давать скидки. В 2025 году скидка составила 13 долларов с барреля нефти «Юралс» по сравнению с сортом «Брент». Китай, как ожидается, потребует ещё большую скидку в 2026 году с нашей нефти. Дружба – дружбой, а выгода важнее!
Но позвольте, разве Китай не ощущает потерю поставок нефти из Венесуэлы (США по-прежнему перехватывают все гружёные танкеры)? Да ещё в Иране вот-вот произойдёт переворот, так что иранской нефти китайцы тоже могут лишиться. Однако, Китай особо не тужит. Если где-то он потеряет, то где-то приобретёт. Получит больше нефти из Гайаны и Бразилии, из России (притом с новой скидкой), да и на своей территории наращивает добычу.
Значит, кругом выгадывает США? С одной стороны, Америка хочет прибрать к рукам все энергетические ресурсы Западного полушария, чтобы у себя сделать дешёвыми нефть и бензин. Трамп считает, что это понравится американцам, имея в виду промежуточные выборы в ноябре 2026 года, которые республиканцы хотят выиграть. Но слишком низкая цена нефти невыгодна для «сланцевой отрасли» самих США, так что недовольных может прибавиться.
Уже сейчас, по опросам, демократы начинают обходить республиканцев, козыряя то делом Эпштейна с педофилией (к которому причастен якобы и Трамп), то высокой инфляцией (официально она 4%, а фактически, как считает экономист М. Хазин, 8% – американские статисты, мол, «мухлюют»), то ссорой с НАТО из-за Гренландии (Трамп вознамерился присоединить её к США из-за якобы богатых месторождений редкозёмов и возможного контроля над Арктикой), и т.д. В демократических штатах ширятся демонстрации против политики Трампа, опять начинают свои вылазки банды BLM. В общем, шаткая становится позиция у «гегемона». Что могло бы укрепить её? Договорённость с Москвой по Украине? Не потому ли вновь собираются в Москву Уиткофф и Кушнер? Трампу очень важно «сторговаться» с Путиным так, чтобы большая часть Украины осталась под властью киевского режима. На словах он может говорить, что «миру препятствует Зеленский», а фактически этот диктатор – самый надёжный партнёр Запада: продолжает теракты против РФ, готов воевать до последнего украинца, зазывает к себе натовских миротворцев и т.д.
Трампу надо и мира добиться, и диктатора сохранить. Но Москва на это, естественно, не идёт. Значит, Трамп рассчитывает её ослабить, сделать более сговорчивой, отрывая «союзников». С Венесуэлой получилось легко, удалось склонить к предательству элиту. Трамп уже называл себя «временным президентом Венесуэлы». Но в правительстве страны остались ещё патриоты, они хотят суверенности, хотя и лавируют. А на прямую агрессию Трамп пока не решается, противники этого есть даже среди его единомышленников. Пока США ограничились нефтяной блокадой...
С полным текстом можно ознакомиться в бумажном варианте.
Н. ПИСКУН.