Поиск проходит сразу по нескольким направлениям: сотрудники МЧС и полиции, поисково-спасательных отрядов, волонтёры-гафурийцы прочёсывают местность в надежде найти хоть какие-то зацепки, следователи собирают информацию на месте поиска, а «репостёры» активно обновляют всю информацию в социальных сетях. 24 апреля сотрудники редакции побывали на месте развёртывания поисковых работ.
В момент нашего приезда по обе стороны центральной улицы села вытянулась бесконечная вереница из автотранспорта. Возле здания местного сельского совета и школы, где расположился штаб поисковиков, было многолюдно.
Первыми, кого мы встретили, пройдя в штаб, были члены поисковой группы «Лиза Алерт». Молодая девушка и парень, координаторы поисков, вели переговоры по рации, время от времени принимая входящий сигнал и чётко отдавая необходимые распоряжения тем, кто был непосредственно занят поисками пропавшего Рустама Ишкулова. Действовали они без спешки, но слаженно и по-деловому, так что складывалось впечатление, что подобная работа для поисковиков не в новинку. К сожалению, получить какой-либо комментарий у ребят в оранжевой спецформе нам не удалось. Нескольких минут наблюдения за ними было более чем достаточно, чтобы понять и оценить серьёзность и масштаб их работы.
Рядом с нами прошёл один из поисковых отрядов, сформированный из работников отдела культуры нашего района, которые направились прочёсывать очередной участок местности, разбитой для облегчения поиска на квадраты. В это же время из расположенного неподалёку леса вышла группа сотрудников ЦДТ, которая вернулась с обследования выделенной территории.
Как позже выяснилось, желающих принять участие в поиске пропавшего ребёнка регистрируют и формируют в отдельные группы из 10-15 человек, в зависимости от протяжённости исследуемого квадрата. По возможности, руководство группой принимает на себя кто-то из опытных поисковиков.
Нам улыбнулась удача немного пообщаться с сотрудниками межрайонного следственного комитета. По понятным причинам, подробностей проводимой работы они не раскрыли, но общедоступной информацией поделились. Предварительно установлено, что днём 22 апреля мальчик вышел из дома своего деда в д. Нижний Ташбукан, где находился в гостях вместе с родителями, и ушёл в неизвестном направлении. Родители ребёнка, заметив его отсутствие, начали поиски, которые не дали положительного результата, после чего они были вынуждены обратиться в правоохранительные органы.
Из неофициальных источников нам удалось узнать некоторые подробности происшедшего. Как выяснилось, в тот день отец мальчика вместе с дедом перевозили сруб, а Рустам с матерью и бабушкой находились в доме деда. Семья самого Рустама живёт неподалёку. Две его сестры в это время были в родительском доме. И когда ближе к обеду мальчик вышел из дома бабушки и дедушки, родители подумали, что он пошёл домой, к сёстрам, как это обычно бывало раньше. Но до дома ребёнок не дошёл…
Местные жители, конечно, строят свои догадки насчёт того, куда мог пойти Рустам. По одной из версий, мальчик отправился на местную речку Кундурушлы. Она хоть и небольшая, но сейчас, в сезон половодья, вода поднялась и разлилась. Одного неловкого движения на скользком берегу хватило бы, чтобы уйти под мутную холодную воду с головой... Тем более, у мальчика есть некоторые проблемы со здоровьем: он не разговаривает и позвать на помощь бы не смог.
Поговаривают местные и том, что в лесу, неподалёку от деревни, частенько встречаются волчьи и медвежьи следы, и даже, будто бы, дикие звери захаживают и в саму деревню… Однако, это всё лишь домыслы и предположения. Выяснять обстоятельства исчезновения ребёнка, как и искать его – это дело профессионалов, и они выполняют его чётко.
В момент нашего приезда на месте происшествия работали боле двух сотен человек: следователи и следователи-криминалисты совместно с сотрудниками МВД, МЧС, Госкомитета по ЧС, члены поисково-спасательных отрядов «Лиза Алерт» (Башкортостан), «Лиза Алерт» (Челябинская область), ПСО «Легион-Спас», волонтёры и добровольцы. Как стало известно, ход поисковых работ и результаты проверок находятся на личном контроле руководителя следственного управления республики.
Как и полагается в подобных случаях, Стерлитамакским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан в целях всестороннего расследования и проведения более эффективных следственных мероприятий, направленных на установление места нахождения пропавшего без вести ребёнка, было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего).
В поисках принимают участие не только люди, но и поисковая собака, задействовано более 30 единиц спецтехники (вездеходы, квадроциклы, моторные лодки, квадрокоптеры и т.д. В то время, как основная масса участников прочёсывает горно-лесную зону, водолазы обследовали реку. Зона поисковой операции постоянно расширяется.
Мы побеседовали с одним из участников поиска (собеседник пожелал остаться анонимом – прим. автора). «Погода стоит ужасная, довольно прохладно, пробирающий до костей ветер, снег, дождь. Ходить по горам нелегко, особенно неподготовленному человеку. В лесу видимость хорошая, летом было бы тяжелее в этом плане. В целом, настрой у людей положительный, желающих помочь было много. Все дружно отрабатывали тот квадрат, который был дан штабом. Обидно одно – до сих пор не можем найти пацанёнка», – поделился эмоциями он.
О поисковых работах редакции рассказал и заместитель главы Администрации Гафурийского района, заместитель председателя комиссии по ЧС Динар Галимов:
– Как только стало известно о пропаже ребёнка, в Нижнем Ташбукане был развёрнут оперативный штаб. На место происшествия выезжал глава Администрации района, председатель комиссии по ЧС Фанзиль Фаизович Чингизов. В сжатые сроки была организована работа волонтёров из числа местных жителей. Также к поисковым работам были привлечены работники отделов культуры и образования нашего района. Подключены к работе все сельсоветы района. Как и положено в таких случаях, картографы разбили местность на квадраты, после чего поисковики начали целенаправленно отрабатывать эти участки. Группы работают по 3-4 часа, после чего возвращаются в штаб и докладывают о результатах прочёсывания территории.
Для доставки участников поисковых работ в Нижний Ташбукан были выделены 5 школьных автобусов, организовано горячее питание для тех, кто принимает участие в поиске ребёнка, и место для ночлега для приехавших следователей, поисковиков и других специалистов. Будем искать мальчика и отрабатывать во взаимодействии со всеми структурами все возможные варианты.
Пропажа близкого человека – это большое испытание, исчезновение же беспомощного ребёнка – тяжелее вдвойне. Что с ним могло произойти, где он или с кем в эту минуту, что переживает? Вопросов много. В любом случае, будем надеяться, что мальчик жив и рано или поздно его найдут.