А начинал он трудовой путь 1 августа 1974 года главным агрономом колхоза «Россия». Славные были то времена для сельского хозяйства: как животноводческая, так и растениеводческая отрасли развивались по нескольким направлениям. Как рассказывает сам Марат Шарифуллович, в любом колхозе были овцефермы, конефермы, птицефермы, а молочно-товарные – в каждой бригаде. К тому же в ряде из них занимались ещё и кролиководством, гусеводством. И поля засевались, невозможно было найти пустующие участки: помимо общепринятых зерновых и зерно-бобовых культур на месте выращивали и овощи: капусту, огурцы, морковь, лук… Да и помощь со стороны государства была ощутимой: выделенные дотации иногда и осваивать не успевали: ГСМ «лились рекой», сельхозтехника и сельхозинвентарь поступали регулярно. Поэтому закрома были полны и зерном, и молоком.
Как вспоминает М. Мустакимов, колхоз «Россия» в те годы сдавал государству 3,5 тыс. тонн зерна, а чуть позже – и 3,7. В памяти ветерана до сих пор как один из самых ярких и запоминающихся моментов остались «красные обозы», коими из района на элеватор отправляли гафурийское зерно. И работать было приятно, и жить!
Марат Шарифуллович к тому времени уже был повышен в должности: через два месяца работы председатель колхоза Ф. Ф. Галиахметов вызвал его к себе и объявил о решении назначить своим заместителем. Содействовали этому огромная работоспособность М. Мустакимова, хорошие знания им растениеводческой отрасли, организаторский талант.
Заряжаясь его энтузиазмом, люди трудились с большей отдачей, не зная ни праздников, ни выходных. Как и зампредседателя, регулярно навещавший животноводческие фермы, тракторные парки, колхозные летучки и т.д. Но пришли перестроечные времена, а после них – и дикорыночные отношения. Главным ударом для экономики, в том числе и для сельского хозяйства, стало то, что государство отпустило цены, началась вакханалия. С болью в голосе и с большим сожалением Марат Шарифуллович вспоминает о том времени, когда на глазах разваливались крепкие хозяйства, добившиеся больших высот.
- На местах ещё делались попытки удержаться, но разве можно устоять против запущенного сверху «катка»? – в сердцах говорил он. – И штрафами нас облагали, и разные предписания выписывали. А проверяющих наплодилось столько, что и запоминать новые структуры не успевали…
Как раз в это же время объявили и демократию, при которой коллективы небольших учреждений, хозяйств или предприятий наделялись полномочиями по выбору своего руководителя. В 1987 году труженики колхоза им. Ленина на альтернативной основе выбрали своим вожаком М. Ш. Мустакимова. Наблюдая все эти годы за его работой в соседнем колхозе, они уже знали о его прекрасных деловых и организаторских качествах, поэтому смело вверили ему своё родное хозяйство.
Доверие это М. Мустакимов оправдал. Но наступил 1994-й год, и его выдвинули на должность главы администрации Буруновского сельсовета, где он проработал более пяти лет. А в 2000-м году он вновь возглавил колхоз имени Ленина. Однако хозяйство к этому времени пришло в упадок и было на грани банкротства. Такая печальная участь уже постигла ряд хозяйств нашего района. И форму управления пытались менять, чтобы переломить ситуацию к лучшему, и руководителей. Но запущенный маховик развала сельского хозяйства действовал безжалостно. Видя такое отношение к отрасли, опустили руки и некоторые руководители, а про колхозников и говорить не надо: в них угасла вера в завтрашний день.
Вот в такой тяжёлый, депрессивный период для аграрного сектора Марат Шарифуллович нашёл в себе силы противостоять всему. Но как убедить в своей вере колхозников – тех, с кем ему придётся работать?
– В первую очередь нужно было погасить долги, которых (по тем деньгам) набралось более 3-х миллионов рублей. Имея пахотные угодья, даже солому и фураж завозили извне. На первом же собрании мы решили прекратить такую практику и, подготовив всю имеющуюся технику, обработали землю и отсеялись. А осенью собрали свой урожай, тем самым сделав запас фуража и соломы для колхозных животных. Что было отрадно – к людям возвращалась надежда, поэтому решили не менять ни статус хозяйства, ни его название, - вспоминает ветеран...
С полным текстом можно ознакомиться в бумажном варианте.