Все новости
Школьная жизнь
14 Февраля 2021, 13:00

«Я ложусь в 12 спать, силы нет раздеться…»

Для чего в школе задают столько домашних заданий, что дети не успевают их выполнять?Ещё одно письмо мы получили от мамы двоих учеников КБГИ Айгуль Валиевой.

«У меня двое детей учатся в Красноусольской башкирской гимназии-интернате, которая сильна своими традициями, отличным воспитанием и уровнем образования. Однако меня, как родителя, всё же беспокоят некоторые моменты в гимназии, из-за которых дети не могут отдохнуть как следует, расслабиться, заняться любимыми увлечениями дома.

Хочу обратиться к учителям-предметникам, которые задают огромное количество заданий на дом. Чтобы не получить плохую оценку, дети стараются выполнять все задания. Заканчивают из-за этого очень поздно, даже на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ не остаётся времени!

Про отдых вообще приходится молчать! Ладно, есть выходные, но и во время них моим детям приходится посвящать себя учёбе – нужно готовиться к экзаменам. Отсюда вопрос: для чего школьников заставлять так «зубрить» абсолютно все предметы, если, не считая математики и русского языка, они готовятся к экзаменам по ещё двум другим? Бесспорно, любой предмет необходим, но в умеренном количестве.

Вы поймите родителей: дети ведь не роботы, им тоже нужно отдыхать! Некоторые учителя гимназии игнорируют просьбы учеников. Кто-то понимает и реагирует адекватно, а кто-то просто не обращает внимания. Хотя думать надо, наверное, не только о своей работе, но и об учениках!» – возмущается родительница.

Поставленные в письме вопросы редакция адресовала администрации гимназии. Директор КБГИ Г. М. Мунасипова охотно пояснила указанные моменты.

– Волнующая родителей и нас, педагогов, проблема домашних заданий, увы не нова, – комментирует Гульсум Мубаряковна. – В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад, эта проблема не раз будет будоражить умы и далее.

Но давайте разбираться. Во-первых, гимназия – это, по сути, обычная школа, с утверждённой общеобразовательной программой, которая позволяет получить более углубленные знания по всем предметам. Нагрузка в гимназии на порядок выше, чем в обычной школе, а индивидуальный подход к ученикам позволяет определиться с выбором дальнейшего обучения в других учебных заведениях – ВУЗах или колледжах. Выбирая учёбу в гимназии для своего ребёнка, каждый родитель должен знать, что учителя приложат максимум усилий, чтобы ученик получил огромный багаж знаний, которые ему помогут в дальнейшей жизни.

В Семейном кодексе РФ есть статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Здесь для нас является существенным пункт 2, где говорится о том, что «Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования». МОБУ КБГИ им. Н. А. Мажитова придерживается этого пункта и принимает учащихся на обучение только по личным заявлениям родителей или законных представителей. Написав заявление в наше образовательное учреждение, тем самым родители обязуются соблюдать распорядок и режим учебного заведения, а значит и требования по выполнению домашних заданий.

Во-вторых, – продолжает директор, – выполнение учащимися домашних учебных заданий является одной из форм обучения. Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнения работы определённого объёма, т.е. организации их домашней учебной работы.

В-третьих, учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с гигиеническими требованиями только первоклассники могут учиться без домашнего задания.

В-четвёртых, в 2019-2020 учебном году из-за вспышки коронавирусной инфекции школы вынуждены были перейти на дистанционное обучение, что отразилось на качестве обучения не лучшим образом. Также была сокращена I четверть 2020-2021 учебного года и увеличены осенние каникулы, в связи с этим появились трудности прохождения рабочей программы, которая утверждается на год. С пробелами в знаниях невозможно двигаться вперёд. Кроме основного материала курса необходимо «латать» пробелы в знаниях за предыдущий год. Тут на помощь приходит выполнение заданий после уроков – самоподготовка.

В-пятых, – отмечает Гульсум Мунасипова, – в связи с дистанционным обучением была утеряна самостоятельность в выполнении домашних заданий. Ни для кого не секрет, что зачастую при дистанционном обучении ответы списывались с ГДЗ или у отзывчивых одноклассников. В то же время родители устали от необходимости контролировать учебный процесс и активно принимать в нём участие. Это тоже немаловажная задача для классных руководителей и воспитателей гимназии.

В-шестых, «зубрить» другие предметы тоже надо. Да, некоторые знания, полученные в школе, многим из нас никогда не пригодились в жизни. Но это не значит, что нужно махнуть рукой на школьную программу и призывать детей учиться только тому, что пригодится – этого никому не дано предугадать. Сегодня Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными и метапредметные результаты (универсальные учебные умения, позволяющие обеспечить формирование в сознании ученика целостной картины мира). У детей формируется подход к систематизации знаний о мире, которые выражаются в числах и фигурах (математика), в молекулах, атомах (химия), инерции тела (физика), художественных героях и образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д. Поэтому говорить, что предмет, по которому сдают ОГЭ и ЕГЭ, важен, а другой не важен – нецелесообразно. Здесь налицо лишь основная причина перегрузки – несогласованность с заданиями по другим предметам. Каждый учитель старается задать объёмный материал, особенно по предметам, которые дети сдают на ОГЭ.

В-седьмых, сейчас на каждом уроке учитель даёт дифференцированные домашние задания, рассчитанные как на «сильного», так и на «слабого» ученика, а чаще всего мы ориентируемся на «средние» знания. При индивидуальном подходе учитель может пересмотреть возможности вашего ребёнка и подобрать задания подходящего уровня.

В-восьмых, – продолжает Гульсум Мубаряковна, – выполняя каждодневную рутинную работу, наши гимназисты шаг за шагом идут к своей цели – стать успешными и достичь намеченных целей. Выпускники гимназии с первых дней обучения в вузах республики и страны берут хороший, качественный старт, быстро ориентируются в новой образовательной структуре, преуспевают в учёбе, вливаются в новый социум, определяются с векторами развития в общественной жизни студенчества. И это даёт нам право делать главный вывод – в школе не бывает мелочей, всё идёт во благо воспитания и обучения личности. Иначе не может быть, потому что вы сами выбрали учёбу в нашей гимназии. Цели родителей и коллектива гимназии должны стать идентичными – получение детьми современного образования, сочетающего в себе приобщение к национальным ценностям и традициям с высоким уровнем общего образования.

Как проинформировала Г. М. Мунасипова, письмо-обращение мамы учеников КБГИ также было зачитано на очередном педсовете, обсуждено педагогами гимназии. В проект решения по итогам включены следующие пункты:

– Всем учителям-предметникам гимназии исключить из практики одинаковые для всех учащихся домашние задания, использовать дифференцированные д/з, разные по степени сложности и оцениванию.

– Рекомендовать учителям в начале и конце учебного года использовать облегчённые домашние задания и меньшего объёма.

– Задания по разным предметам согласовывать между учителями-предметниками.

– Чаще использовать домашние задания творческого характера, ведущие детей к поиску: составить план, рассказ, описание, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.

– Соблюдать нормы СанПин, предъявляемые к объёму домашних заданий.

Читайте нас: