Электромобили в нашей республике это не только, и, пожалуй, даже не столько экология, сколько экономика. «Электричка» не требует заправки дорогим бензином, ей не нужно регулярное обслуживание двигателя с заменой масла и фильтров, плюс «нулевой» транспортный налог. Теоретически электромобиль способен окупить все расходы на его приобретение за 5-10 лет эксплуатации. И это уже успели понять тысячи жителей нашего региона.
- Статистика приблизительная, но где-то года полтора назад в Уфе было около сотни электромобилей, - утверждает представитель общественного движения электромобилистов Уфы и республики Алексей Ерхов. - За последний год был очень большой прирост, буквально в разы. Только в Уфе пара-тройка сотен электромобилей уже катается, а в социальных сетях и на форумах как минимум полтысячи человек заявляют о своем желании пересесть на электромобиль. Единственное, что их останавливает – отсутствие инфраструктуры.
Частный электротранспорт в Башкортостане представлен, в основном, недорогими японскими автомобилями с максимальным запасом хода в 100-200 километров. Однако, есть у нас и премиальные суперкары от именитых немецких и американских производителей ценой в 10-15 млн. рублей. Так что интерес к теме проявляют самые широкие слои населения. Увы, все владельцы электротранспорта сталкиваются с одной и той же проблемой – отсутствием зарядных станций, которых в регионе буквально считанные единицы.
Новая федеральная Концепция должна решить и этот вопрос тоже. К 2030 году планируется ввести в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций, в том числе не менее 28 тыс. быстрых. И главный вопрос для нас – сколько из них будет построено в Башкортостане. Общественный деятель Динар Гильмутдинов настаивает на том, что этот процесс нельзя пускать на самотек. Пока есть возможность, требуется максимально лоббировать интересы республики.
- Профильные ведомства уже в сентябре начнут формировать перечень территорий и дорог федерального значения, где зарядки будут установлены в первую очередь, - заявил Динар Гильмутдинов. – Только до 2024 года на реализацию концепции будет направлено 47,6 млрд. рублей. Это и новые рабочие места, и новая инфраструктура, и развитие новой перспективной отрасли для региона в целом. Я считаю, уже сейчас надо идти и добиваться того, чтобы нам досталось как можно больше зарядных станций – лишними они точно не будут.
Бывший главный госавтоинспектор Башкортостана уточнил, что к 2030 году планируется каждый десятый автомобиль в России сделать электрическим. То есть, тотальная автоэлектризация неизбежна, и если сейчас упустить момент, развивать инфраструктуру региона позже придется уже на деньги из республиканского бюджета. При этом, сами зарядные станции – вещь недешевая.
- Каждый электромобиль, каждый аккумулятор имеет свои особенности, - объясняет директор компании «ЭНЕРГИЯ+. БАШКОРТОСТАН» Равиль Гатин. – Мы можем очень быстро испортить ресурс батареи электромобиля, используя некачественные станции, а ведь это почти половина стоимости всего электрокара. Необходим какой-то контроль качества станций на уровне правительства. В ином случае, некачественные станции могут привести к тотальным последствиям для владельцев электромобилей, и, в целом, мы похороним концепцию развития электротранспорта в республике и даже стране.
В целом, идея пересадить жителей страны на электротранспорт кажется и логичной, и вполне реальной. Аналитики прогнозируют, что к 2025 году на долю автомобилей с нулевым выбросом углекислого газа, включая работающие на топливных элементах, придется 47% новых машин, продаваемых по всему миру. То есть, со временем купить машину с традиционным двигателем внутреннего сгорания будет заметно сложнее. Развивать российский рынок электротранспорта правительство планирует с помощью программ поддержки: льготный лизинг, льготное кредитование и даже 25%-ная скидка при покупке электромобиля. Правда, она будет предоставляться только на локализованные в нашей стране модели. Местные, башкирские эксперты возражают – люди даже без госпрограмм будут активно пересаживаться на «электрички». Главное, чтобы было, где их подзаряжать.