Звезда
-3 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
События
16 Июня 2022, 10:52

Владимир Путин наградил летчиков из Башкирии, спасших самолет с 60 пассажирами в 1996 году

Указом Президента РФ Владимира Путина за мужество и высокий профессионализм, проявленные при спасении людей в экстремальных условиях, орденом Мужества награждены: Константин Бузанов, Владимир Былда (посмертно), Петр Филипов, Салават Хабиров.

Владимир Путин наградил летчиков из Башкирии, спасших самолет с 60 пассажирами в 1996 году
Владимир Путин наградил летчиков из Башкирии, спасших самолет с 60 пассажирами в 1996 году

Награжденные – пилоты экипажа Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии», выполнявшего 23 августа 1996 года рейс из Анапы в Уфу. Самолет столкнулся со стаей птиц, но благодаря мужеству летчиков трагедии удалось избежать. Они смогли посадить самолет и спасли жизни около 60 пассажиров. Заслуги экипажа отмечены высокой наградой благодаря ходатайству Главы Башкирии Радия Хабирова.

Эта невероятная история произошла 23 августа 1996 года. Самолет Ту-134, принадлежавший тогда авиакомпании «Башкирские авиалинии (БАЛ)», вылетал из Анапы в Уфу. Экипаж прошел предполетный досмотр, бортпроводники проверили салон, пассажиры, всего их было около 60 человек, не спеша рассаживались по местам, – все спокойно и вполне обыденно.

Вылетающих провожало яркое южное солнце. Еще накануне в Анапе бушевал шторм. На берег вместе с грудой водорослей выбросило мелкие ракушки, рачков. Вся эта живность, по сути, и послужила первопричиной аварии: полакомиться на берег после шторма слетелись сотни бакланов.

- Орнитологическая обстановка в Анапе всегда была напряженной, - рассказывает штурман Салават Хабиров. – Взлетная полоса идет к морю, а птиц там много. «Кричалок» - отпугивателей для пернатых - тогда еще не было. И вот, когда оторвались от земли, услышали хлопок, самолет резко повело в сторону.

Как выяснили специалисты, расследовавшие инцидент, в тот день Ту-134 столкнулся со стаей бакланов. Одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель. Удар был такой силы, что титановые лопатки турбины погнулись и раскрошились, вместо двигателя осталась пустая «бочка». Горящие части упали в сухую траву, от чего загорелось летное поле. За считанные секунды скорость самолета упала с 300 до 260 километров в час.

- Отказ двигателей отрабатывается на тренажерах, но учения и реальность – большая разница, - говорит Константин Бузанов, второй пилот. – Там ты готов, ждешь подвоха, а тут – прекрасная погода, все отлично и… бах!

Кукурузного поля у наших летчиков не было – внизу только море. Малейшая ошибка, потеря контроля и самолет рухнет в воду, долго продержаться на поверхности такая махина не сможет - сразу пойдет ко дну. Нарезать круги в районе аэропорта, вырабатывая топливо, не было технической возможности – Ту-134 не рассчитан на полет с одним двигателем, да и высока вероятность очередной встречи с бакланами. Понимая, что второй двигатель работает исправно, командир принял решение перевести борт в горизонтальный полет, развернуться и совершить аварийную посадку.

- Когда самолет дернулся и повернул назад, мы поняли, что что-то происходит, кинулись проверять, все ли пассажиры пристегнуты, - рассказывает бортпроводница Зиля Габидуллина. – Бригадир попыталась выяснить обстановку, постучалась в кабину пилотов, но ее попросили не мешать. Все происходило очень быстро.

- В той ситуации не было времени испугаться, была четкая отработка: перекрыли топливо, перевели самолет в «горизонт». Никаких эмоций, - вспоминает те напряженные минуты Салават Хабиров.

- Полет продолжался всего 18 минут, но для нас они показались вечностью, - делится бортмеханик Петр Филипов.

Самолет посадили с ювелирной точностью. Пассажиры начали возмущаться: «Зачем развернули? Нас дома ждут!». Никто из них даже не догадался, что пережил второе рождение.

- После того как пассажиры сошли на землю, в салон поднялся техник аэродромной службы, - вспоминает Зиля Габидуллина. - «Девчонки, вы в рубашках родились! - сказал он нам. – За вами все поле горит».

Летное поле было в дыму, работали пожарные. Несмотря на пережитое, капитан Былда нашел в себе силы пошутить: «Что вы нам тут дымовую завесу устроили?».

- Владимир был очень волевым человеком, прямым и бескомпромиссным. Ни он, ни другие члены экипажа не выдавали себя за героев, мы, прежде всего, исполняли свою работу, - говорит Салават Хабиров. – Все мысли «а что, если бы…» начали крутиться в голове гораздо позднее. Пока же, спустившись с трапа, я первым делом потрогал землю ладонями: «Вот она моя родная!».

Пассажирам о возникших проблемах экипаж не докладывал, в полете было не до того. Что касается работников аэропорта, то задержку рейса они объяснили лаконично: по техническим причинам. Потом еще пришлось объясняться за расплавленные сумки и пакеты в багажном отделении, успокаивать недовольных, которые возмущались, что за размещение в гостинице нужно платить из своего кармана. Так что до пилотов пассажирам не было большого дела. Руководство авиакомпании тоже поспешило скорее замять ситуацию и особо не распространялось на этот счет. «Молодцы! Жертв и пострадавших нет – отлично!». За проявленное мужество, сохранение жизни людей и техники членов экипажа отметили благодарностью, о чем есть запись в трудовой книжке, и премией в районе 100 рублей. Вот так подвиг и высочайший профессионализм башкирских пилотов остался незамеченным и был забыт на 25 лет.

После закрытия «Башкирских авиалиний» наши герои работали в московских авиакомпаниях. В начале 2000-х годов Владимир Былда скончался, его похоронили в Курске. Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов вышли на пенсию, живут в Уфе.

О том, что Башкирия помнит и чтит своих героев, глава республики Радий Хабиров заявлял не раз. Именно он приложил все усилия, чтобы легендарному командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майору Минигали Шаймуратову было посмертно присвоено звание Героя России. Это был прецедент, таких наград для своих земляков - героев Великой Отечественной войны - не добивался никто. Благодаря поддержке Радия Хабирова в Уфе открылся музей полярников имени Валериана Альбанова - уроженца Уфы, знаменитого исследователя Арктики. Радий Хабиров стал инициатором создания музея «забытых имен», где будут собраны материалы о выдающихся личностях, рожденных и работавших в Башкирии. «Мы хотим, чтобы эти люди были достоянием наших детей, нашей республики и истории», - говорит Радий Хабиров.

ИА "Башинформ".

Автор:Рустам Халимов
Читайте нас: