О том, как найти подход к будущему спортсмену, как сформировать мотивацию, характер и наставить на правильный путь, нам рассказала тренер спортивного клуба «Олимп», открывшегося зимой на базе СОШ № 2, Анастасия Маркисова.
– Анастасия Витальевна, расскажите о себе и своём пути в спорте. Что подтолкнуло вас на идею создания такого клуба?
– Родом я из г. Стерлитамака. До того, как стать тренером по дзюдо, 12 лет посвятила этому виду борьбы. Занималась в спортивной школе олимпийского резерва, являюсь кандидатом в мастера спорта по дзюдо и самбо, призёром России, многократной чемпионкой Башкирии.
Спорт познакомил меня с моим будущем мужем, так я и оказалась в Красноусольском. А попав сюда, сразу прониклась мыслью организовать что-нибудь спортивное. Супруг меня полностью в этом поддержал и помогал мне абсолютно во всём. Так и появился клуб спортивных единоборств «Олимп».
– Сколько у вас воспитанников, как проходят тренировки?
– В клубе занимаются более 60 воспитанников. Сформированы 3 группы: младшая, средняя и старшая.
В тренировку входят обязательно разминка, акробатика, борьба в стойке, подвижные игры и другое. Пока позволяла эпидситуация, весь тренировочный процесс проходил в специально оборудованном зале на татами и на свежем воздухе, в парке «Юность». В период самоизоляции занимались с ребятами онлайн.
– Как начинающий тренер, что можете сказать о своей работе?
– Работать тренером не так легко, как кажется на первый взгляд, ведь к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход.
Детский тренер – это, прежде всего, человек и педагог. Ученик должен «слушать» и «слышать» своего учителя.
– Чем же хорош этот вид спорта для детей?
– Во-первых, дзюдо, являясь альтернативой компьютерным играм и телевизору, однозначно полезно для физического и психического развития детей. Наряду с комплексным физическим развитием, отлично тренирует у ребёнка волю, скорость мышления, формирует гибкость. Ведь в борьбе дзюдоисту необходимо уметь за доли секунды оценить, принять правильное решение и выполнить нужный приём.
Во-вторых, это не только олимпийский вид спорта, но и эффективная система самообороны, а умение защитить себя и своих близких может пригодится не только мальчикам, но и девочкам.
В-третьих, дзюдо – это самый безопасный вид единоборств для детей. Обучение обязательно начинается с усвоения ими навыков страховки, умения группироваться и «правильно» падать, не травмируясь.
В отличие от множества других направлений восточных боевых искусств, в дзюдо запрещены любые удары руками или ногами…
– Каждый педагог что-то берёт от своих наставников, которые когда-то «лепили» из него спортсмена. Опыт ваших тренеров вам помогает?
– Конечно! В тренерской работе я использую все знания, полученные за годы своей спортивной карьеры. Я сама занималась под руководством опытного тренера Зубкова Юрия Владимировича. Это он познакомил меня с дзюдо и привил интерес и любовь к этому виду спорта. Помогает мне в работе и опыт, полученный в поединках.
– Весной у «олимповцев» прошли первые соревнования. Вас порадовали успехи ваших воспитанников?
– Мои ученики только начинают свой путь. И главная задача – сделать всё, чтобы дети и дальше тренировались, чтобы они хотели жить этим видом спорта. Я стараюсь создать такую обстановку, чтобы ребята, тренируясь, поняли саму суть дзюдо.
Безусловно, турниры нужны. Ведь удачное выступление – это успех, а неудачное – опыт. Больших результатов у нас пока нет, зато есть стремление.
От автора. Главная идея тренера А. Маркисовой – дать возможность каждому ребёнку раскрыться, привить любовь к спорту. Анастасия Витальевна твёрдо верит в то, что настоящая красота – в гармонии тела и духа. И начинать формировать её надо с самого рождения ребёнка.
В спорте также, как и в жизни, всё имеет своё начало. Чтобы стать чемпионом России, Европы, мира или Олимпийских игр нужно пройти длинный путь борьбы и преодолений. Истоки больших побед великих спортсменов всегда надо искать в далёком детстве. И точкой отсчёта здесь может стать обычный детский турнир, с которого всё когда-то и начиналось…
С. АХМЕТОВА.