Минигали Шаймуратов родился 15 августа 1899 года в деревне Биштяки Кармаскалинского района Башкирии. Сейчас это село называется Шаймуратово. Семья жила более чем скромно. Чтобы прокормить четырех детей, Мингазетдин, отец будущего генерала, пахал бурлаком на Волге, Каме и Белой, а мама Нажиба вела домашнее хозяйство.
Когда Минигали было десять, мама умерла, и жить стало еще тяжелее. Чтобы было на что купить еды, дети шли работать батраками к зажиточным соседям. Мальчик он был смышленый и очень любил читать, но ходить в сельскую школу времени не было, поэтому получить начальное образование вовремя он не смог.
Страсть к знаниям была сильнее. Поэтому всю жизнь Шаймуратов учился чему-то новому. Особенно давались ему иностранные языки. Как писал в своем очерке Константин Симонов, Шаймуратов хорошо владел английским, китайским, татарским, уйгурским и казахским языками, понимал французский и, вероятно, поэтому «объехал полмира по особым заданиям правительства».
В 16 лет Шаймуратов перебрался в Уфу — тут проще было найти работу. Благодаря знакомым отца, он смог устроиться на пароход «Урал» матросом-грузчиком. Там он проработал три года. В разгар гражданской войны, после освобождения Уфы от войск Колчака, Минигали добровольно вступил в Красную Армию — в отряд Блюхера. Как человек, с детства любивший лошадей, он воевал в конной разведке, сражался с войсками Юденича и Деникина под Петроградом, воевал на Польском фронте, освобождал Ростов и Крым.
Командование заметило толкового парня и отправило учиться в кавалерийскую школу. На выпускных экзаменах он занял призовые места по метанию гранаты, прыжкам с трамплина в воду и сабельным скачкам. За это его наградили красными шароварами, зеленой суконной гимнастеркой и буденовкой. Позже, во время службы в кавалерийском полку, Шаймуратов участвовал в ликвидации различных банд. После одной из спецопераций Семен Буденный лично вручил Шаймуратову почетное революционное оружие — именную серебряную саблю. Эта сабля была с нашим земляком до последнего дня.
В 1925 году Минигали Шаймуратова перевели в Москву, где он возглавил объединенную военную школу, а после стал командиром полка по охране Кремля.
Через пять лет он поступил в военную академию им. М.В. Фрунзе на спецфакультет. После его окончания нашего земляка перевели сначала помощником начальника 2-го отделения Разведуправления Красной Армии, а после направили военным атташе в Турцию и военным советником в Китай. В январе 1938 года ему присваивают воинское звание полковника. По возвращении из командировки ему вверяется особый Кремлевский полк.
В конце 1941 года по всей стране стали создаваться военные формирования из числа местных жителей. Башкирскую кавалерийсткую дивизию создавали с нуля — со всей округи к станции Дема приходили добровольцы. Большая их часть не служила в армии, многие были неграмотны и никогда не держали в руках оружие. Но именно этой дивизии суждено было стать одной из самых «геройских» во всей Красной армии.
А пока прибывший Минигали Шаймуратов лично учит бойцов стрелять, ориентироваться на местности и отправляет на десятикилометровые лыжные пробежки для физподготовки. К марту 1942 года в дивизии было почти пять тысяч человек.
22 марта 1942 года председатель Президиума Верховного Совета республики Рахим Ибрагимов вручил 112-й кавалерийской дивизии Красное знамя. Принимая знамя, Минигали Шаймуратов дал клятву донести его до Берлина.
Боевое крещение дивизия приняла 2 июля 1942 года в обороне недалеко от города Ельца. По своей численности дивизия могла создать надежную оборону в полосе протяженностью 6 км, а ей пришлось оборонять 12 км. 10 ноября 1942 года Шаймуратову присвоено воинское звание генерал-майора.
«Потомки Салавата отступать не умеют», — говорил генерал Шаймуратов, поднимая в атаку своих бойцов. Башкирские конники сражались с особой горячей отвагой, фашисты ненавидели их за это. Всего Шаймуратовская дивизия за годы Великой Отечественной войны прошла более четырех тысяч километров от Дона до Эльбы. 15 раз ее отмечали в приказах Верховного Главнокомандующего как отличившуюся в боях. 3860 воинов дивизии награждены орденами и медалями, 78 из них стали Героями Советского Союза, а пятеро — полными кавалерами ордена Славы. Такого количества героев не было ни в одном соединении Красной Армии.
В феврале 1943 года перед дивизией поставили задачу совершить рейд на город Ворошиловград (ныне Луганск на территории Украины), расположенный в глубоком тылу у немцев. Проведя успешный рейд, дивизия оказалась зажата гитлеровцами. Шаймуратов мог бы остаться в живых, если бы отступил вместе с группой, ушедшей спасать знамя дивизии. Но он предпочел принять последний бой и верную смерть вместе со своими основными силами.
Майор Кадыров так описывал его гибель: «Он уже был окружен примерно тридцатью солдатами и офицерами. Генерал, дерущийся с фашистами с саблей в руке, упал с коня. Его конь быстро поскакал мимо нас…». По другой версии, Шаймуратова ранили в руку. Когда санитар делал перевязку, вторая пуля попала генералу в голову. По третьей — его взяли в плен и пытали прямо на поле боя.
Вынести тело погибшего командира с поля боя не удалось. До 1948 года генерал числился пропавшим без вести. Чтобы разыскать его останки, нужно было провести специальное исследование. Его тело перезахоронили под Луганском на территории воинской части.
Несмотря на гибель многих воинов дивизии, оставшимся в живых удалось сохранить знамя дивизии, боевые знамена полков и донести их, как и обещал генерал, до Берлина.
Власти Башкирии просили присвоить Шаймуратову звание Героя Советского Союза посмертно с 1948 года. Сначала против выступил один из военачальников, потом в стране боролись с «культом личности», и генерал как один из людей, к которому Сталин относился благосклонно, попал в немилость. В 1958 году представление написал сам Маршал Советского Союза Семен Буденный.
«Я знал Шаймуратова человеком большой силы воли, способным военачальником и горячим советским патриотом. В дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками он проявил себя умелым организатором и командиром кавалерийского соединения, неоднократно показывая примеры личного мужества, доблести и геройства», — писал он.
Были попытки и в новейшей истории — этим плотно занималась администрация бывшего руководителя региона Муртазы Рахимова. Дело в том, что, по правилам, должны быть точно установлены обстоятельства гибели награждаемого, а их нет.
Вопрос решился только в конце марта 2020 года по просьбе главы Башкортостана Радия Хабирова.
— Сегодня — день, когда президент России восстановил историческую справедливость. Я действительно об этом мечтал. Президент России поддержал стремление нескольких поколений башкортостанцев. И принял решение сделать редчайшее исключение. Минигали Шаймуратов сегодня Указом Владимира Путина награжден посмертно звездой Героя России, — написал Радий Хабиров в своем блоге.