Все новости
Время героев
10 Мая 2020, 12:30

Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас…

В каждой семье есть герои, память о которых бережно хранятВойна закончилась,Но память поколений,Как фронтовая дружба,Вечна и твердаНас никогда никтоНе ставил на колениИ не поставитНи за что и никогда!(М. Ножкин).Но руководители некоторых стран хотели бы поставить нас на колени. Поэтому в преддверии великого события не только для нашей страны, но и для всех неравнодушных людей – 75-летия Победы над фашисткой Германией – заявления руководителей Украины, Прибалтики и некоторых европейских стран о том, что наша страна не освободитель, а оккупант, являются кощунством.

Взрываются памятники, обелиски погибшим красноармейцам, взамен им появляются памятники власовцам…

К большому сожалению, у некоторых молодых людей в головах уже посеяно сомнение: «А может, было бы лучше, если бы победили фашисты».

И мне приходят на память слова А. Розенбаума:

А может, не было войны…
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?

С шашкой на левом боку...

Да, если бы не было войны, я знала бы своего дедушку Галикеева Идията Зиннатовича, рождённого в 1902 году в д. Янгискаин Гафурийского района РБ. По словам моей бабушки, это был высокий, красивый мужчина. Для своего времени он был очень грамотным человеком: до ухода на фронт работал главным бухгалтером Сберкассы в Красноусольске.

Его мобилизовали в июне 1941 года. Дедушка оставил в Красноусольске жену и троих детей.

В том же году 17 ноября бюро Башкирского Обкома ВКП(б) и Совет народных комиссаров БАССР приняли постановление «О формировании двух кавалерийских дивизий из местной национальности». Сроки формирования дивизии были предельно сжаты. Местом дислокации 112-й кавалерийской дивизии была ст. Дёма. 25 декабря 1941 г. её командиром был назначен М. М. Шаймуратов.

По словам бабушки, дед отправил фотографию, где он изображён с шашкой на левом боку. Так семья узнала, что он будет служить в кавалерии и что командир – хороший человек из Башкирии. Вполне возможно, что дедушка, как и остальные, 1 мая 1942 г. принял присягу и вместе со всеми совершил 200-километровый марш. Прибыли на новое место и заняли позицию на восточном берегу реки Олым. Корпус входил в состав Брянского фронта.

Единственное письмо

С начала июля 1942 г. 112-я кавдивизия начала боевые действия в оборонительных сражениях Сталинградской битвы. О том, что дед был в городе Сталина, бабушка узнала из его письма. Это было первое и последнее письмо с фронта, больше известий семья не получала. Дедушка погиб в июле 1942 г. Где он похоронен, мы не знаем, похоронка утеряна. Может, в районе Староаронино, может, на ст. Обливская. Но некто доктор Мейер писал: «...Мы вынуждены сражаться с людьми дикими, но не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир». Я думаю, таким был и мой дед Галикеев Идият Зиннатович.

Моя бабушка Галикеева Гадича была очень энергичной, трудолюбивой женщиной: в военные годы принималась за любую работу, чтобы вырастить троих детей, всем дала образование.

Мой дядя Рашит абый после работал председателем колхозов «Заветы Ильича», им. Ленина нашего района, награждён Орденом Трудового Красного Знамени; мама – гл. бухгалтером ресторана «Урал» в г. Кумертау; а Фаниль абый – всю жизнь проработал водителем Красноусольского стекольного завода, возил песок из д. Кутлугуза на завод. Его многие знали. Он выполнял двойную норму, а на праздники поднимался на трубу завода водружать знамя. Вот такой он был интересный человек.

«Война – это страшно»

Есть в нашей семье и ещё один герой – мой отец Исангильдин Сирай Гилязович. Родился в 1922 г. в д. Н.-Карамышево Гафурийского района. Ему ещё не было 19 лет, когда началась война. Как и многие в то время, он думал, война скоро кончится – быстро разобьём врага и вернёмся домой, но впереди было 1418 дней и ночей…

Ефрейтора Исангильдина 5 раз забрасывали на парашюте в тыл врага. Отец говорил, что страшно в первый и третий раз. Почему так, он не объяснял. Про войну не любил рассказывать: «Война – это страшно. Слева, справа падают твои друзья, и ты бежишь со злостью, падаешь на землю, а рядом – трупы. Это только в кино красиво».

Папа воевал под Сталинградом. «Жара, солнце нещадно палит, пить нечего, и я получил солнечный удар. Очнулся, когда меня хотели хоронить. Санитары решили, что я мёртвый, но я попросил пить», – вспоминал он. Несколько дней после этого отец пролежал в госпитале.

Зима 1942-43 г. под Сталинградом была очень холодной. Пять атак, рукопашная, где надо выжить самому и помочь соседу. Отец был пулемётчиком, а это дополнительная нагрузка. Но он выстоял.

Неожиданная встреча

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1943 г. гвардии ефрейтор Исангильдин Сирай Гилазович был награждён медалью за «Оборону Сталинграда». Весну 1945 г., отец, уже мл. лейтенант, встретил в Австрии. Однажды в Вене он шёл с солдатами принять пост и вдруг услышал: «Исангильдин – сдать пост, Исангильдин – принять пост!».

Вот так в конце войны на австрийской земле встретились два брата, пусть двоюродные, но братья из Башкирии, которые не виделись около 10 лет. «Мы катались по земле, обнявшись, кричали. Вокруг нас радовались солдаты. Пригласили начальство. Нам дали три дня отгула. Война, а мы счастливы, будто и не было войны», – рассказывал о той памятной встрече папа.

После его эшелоном отправили в Японию, но в сентябре он вернулся в район. Начал работать в райфинотделе, в 1946 г. он женился на моей маме Галикеевой Ф. И., а в 1948 г. родилась я. Папа был коммунистом, и его в 1950 г. направили в Бурзянский район, заведующим райфо. По району ездил верхом на лошади. Электричества не было, но он закончил среднюю школу. Я хорошо помню, как в 3 часа ночи с керосинкой готовил уроки. Имея уже троих детей, в 1957 году он поступил в Московский финансовый институт. Ушёл на пенсию в 1982 году заведующим Куюргазинским райфо. Умер 15 июня 1987 года в г. Стерлитамак. У него остались награды: Орден Отечественной войны и 12 медалей.

«Мороз забрал полроты наших»

Недолго воевал мой свёкор Нафиков Галимулла Абдулхаевич, 1903 г. рождения из д. Кутлугуза нашего района. Инвалидом (ампутировали пальцы на ногах) он стал в суровую зиму под Ржевом. Бойцы ждали атаку 6 часов, холод страшный. Лежали на снегу, рядом молодые ребята, а моему свёкру было уже 39 лет, он двигал руками, ногами, ворочался и предлагал молодым делать то же самое, но они ленились. И когда наконец крикнули: «В атаку!», на земле осталось лежать полроты. Так погибли молодые ребята, не сделав ни одного выстрела.

До 1946 года свёкор проработал в трудармии в г. Молотов. Умер Нафиков Г. А. в августе 1987 года, похоронен в д. Кутлугуза.

Я прошу неравнодушных людей помнить слова Ю. Визбора:

Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут.
Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это, право же вовсе не странно –
Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас.

Р. НАФИКОВА, с. Красноусольское.

Читайте нас: