Все новости
Время героев
22 Июня 2021, 16:30

Война оставила слёзы…

Ветеран-педагог Р. Кутянина вспоминает о своём детстве, пришедшемся на самые трудные годы22 июня 1941 года. Это самый страшный и скорбный день для миллионов советских людей. Фашистская Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Почти всё мужское население было призвано в армию. В том числе на фронт были отправлены мой отец Бражников Николай Фёдорович и его младший брат Бражников Иван Фёдорович.

На площади им. Ленина в пос. Красноусольск – толпа рыдающих людей. Это матери, жены провожают на фронт дорогих, близких мужчин (сыновей, мужей).

Я, Кутянина (Бражникова) Раиса Николаевна, рождённая 12 января 1940 года, это знаю из рассказов своих тёток: Бражниковых Ольги и Марии. Это сёстры моего отца, который ушёл на фронт в первые дни войны. Он так и не вернулся домой. Пропал без вести после боя под Москвой в ноябре 1942 года…

В последнем письме написал: «Выписали из госпиталя, завтра будет решающий бой». И больше – никакой весточки до февраля 1943 года, когда принесли похоронку.

Помню, как я сидела на печке и не понимала, почему мать так громко плачет, а вместе с ней и мои сестры и брат. Я в семье была самая младшая. Мать осталась одна с шестью детьми. Работала в колхозе на хлебных полях. Совмещала работу с вывозом молока, которое сдавали работники колхоза «Знамя труда», на лошадёнке, запряжённой в бричку (тачка на двух колёсах). Молоко возили на молокозавод в д. Ново-Табынск – 5 км от нашей деревни.

С двух-трёх лет помню до сих пор, как мы, деревенская детвора, ходили по полям в поисках съедобных трав. Лебеда, красная трава, крапива, конский щавель, борщевник, козловник – спасали нас от голода. Весной начинали копать, пахать землю для посадки картофеля. А мы ходили по всей деревне, собирая гнилую картошку. Радостные приходили домой, если удавалось собрать хоть немного этой картошки. Из неё мать пекла лепёшки. Они были чёрные, как уголь, но какие вкусные!

Из одежды было одно ситцевое платьице, которое служило и как нижнее белье. В бане мать стирала, и опять одевали его же. Большую часть времени я сидела на печи, т.к. там было тепло. Хорошо, что печь была большая, там мы с сёстрами (постарше меня) и спали на голых кирпичах.

На улицу ходили редко. Весна и лето были нашим спасением. Старшие сёстры и брат, закончив начальную школу, работали на колхозной ферме, помогая взрослым выполнять посильную работу. А мы с сестрой, которая на 2 года была старше меня, сидели дома. В 1947 году весной, во время половодья, умерла от голода средняя 14-летняя сестра Мария.

В сентябре 1947 года я пошла в первый класс. Школа была недалеко от дома, ходили в лаптях и осень, и зиму. В зимние каникулы мать поехала в Красноусольск по делам и взяла меня с собой. Завернула в шубу, которую одолжила у соседей. Заехали к сёстрам отца. Они посмотрели на меня и говорят матери: «Надя, оставь её у нас на каникулы, потом приедешь, заберёшь». Тёти тоже жили бедно, но кусочек хлеба один раз в день – был. Ольга работала в детском садике уборщицей, прачкой с утра до вечера. Однажды она принесла пирожок из белой муки. Я спросила: «Крёстная, а как это пекут пирожки из свиной кожи?», потому что даже не представляла, что может быть такая мука.

Через неделю мать приехала за мной, а я залезла на печку и спряталась там под валенки и носки. Сколько меня ни звали, а я молчу, чтобы меня не нашли. Так не хотелось опять ехать в деревню, где нечего было есть!

В школу я больше не пошла, т.к. не было одежды. И только осенью в 1948 году мне купили недорогую одежду и обувь (галоши). Валенки купили подешевле у соседей. Летом ходила босиком. Благо, земля была тёплая. А галоши берегла для школы. В прохладные дни сидела дома и читала книги, взятые в библиотеке (читать я научилась быстро).

Отца мы так и не дождались с войны. Его брат тоже погиб под Ленинградом в деревне Медведкино в апреле 1943 года. Остались сейчас их фотографии на обелиске в селе Табынск.

Моя тётя Оля ослепла, но меня не выгнали из этой семьи. У Марии было двое своих детей, они уже работали, и я росла вместе с ними. К матери так и не вернулась. Закончила 10 классов, затем Белебеевское педучилище.

36 лет проработала в п. Красноусольск в первой школе, откуда и ушла на пенсию. Но война оставила свою горечь в моей памяти. Каждый год, когда я встречаю День Победы, слёзы сами собой наворачиваются на глаза…

А 22 июня вспоминаю всех, кто отдал свои жизни в этой никому не нужной войне. Вечная слава всем воинам-освободителям, которые отдали свои жизни, защищая свою Родину и нас!

Р. Кутянина.

Автор:Татьяна Пискун
Читайте нас: