Звезда
+9 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Время героев
26 Апреля 2022, 11:00

Чёрный снег и «ржавый» лес…

Ликвидаторы страшной аварии на ЧАЭС поделились своими воспоминаниями

Чёрный снег и «ржавый» лес…
Чёрный снег и «ржавый» лес…

36 лет назад, 26 апреля 1986 года, случилась страшная трагедия на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной в нескольких километрах от границы Украины с Белоруссией. Тогда произошло разрушение четвёртого энергоблока, а реактор был полностью уничтожен. На многие десятки километров вокруг оказалась заражена земля, деревья моментально пожелтели, а трава была выжжена. Людей спешно эвакуировали.

На ликвидацию последствий аварии со всей страны начали прибывать люди. В последующие дни, недели, месяцы они проявляли настоящий героизм, борясь с последствиями катастрофы. Военные, пожарные, специалисты разных профессий, учёные, инженеры и просто рабочие живым щитом заслонили от радиации не только нашу страну, но и всю Европу. Среди них были и гафурийцы – десятки славных сыновей и дочерей района, ставших в ряды борцов с невидимым врагом. В живых к настоящему времени осталось 12 ликвидаторов-чернобыльцев…

С некоторыми из них мы пообщались накануне очередного Дня участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти их жертв.

Явиться в военкомат – срочно!

Николаев Михаил Васильевич родом из лесного посёлка Ташла, там же окончил восемь классов, а в ГПТУ № 3 города Стерлитамака выучился на газоэлектросварщика-резчика. Затем около двух лет проработал в арматурном цехе завода ЖБИ в г. Салавате. В октябре 1967 года был призван в армию, попал на Украину (она тогда входила в состав СССР). После учёбы в небольшом городке Остер (на механика-водителя средних танков) его отправили дослуживать в Кривой Рог.

Вспоминая о тех годах, Михаил Васильевич говорит, что люди были приветливыми, добродушными, к ним (солдатам), да и вообще ко всем жителям большой страны относились дружелюбно, искренне веря, что мы все – одна большая семья.

– Но что случилось с некоторыми украинцами сейчас, уму не постижимо, их словно зомбировали, внушив ненависть к своим историческим братьям и сёстрам! – сокрушается ветеран, размышляя о последних событиях.

После демобилизации он вернулся в родной посёлок и устроился в леспромхоз, потому что заболела его мама. и за ней нужен был уход. Работал лесорубом, затем трактористом трелёвочного трактора. Ну а после выздоровления матери он перебрался в Стерлитамак, где устроился на работу по своей специальности в СРСУ-3.

Затем была женитьба на усольской красавице Лидии Сорокиной и переезд в родной район. В 1974 году в молодой семье родилась дочь Наташа, а через 3 года сын Сергей. Жили они дружно и мирно, воспитывая детей и ведя хозяйство. Но это спокойствие нарушил приказ явиться в военкомат. Было это 2 декабря 1986 года.

На войну с невидимым врагом

– Нас, 14 человек, собрали в военкомате и велели ждать. Час сидим, другой, все в недоумении. Вскоре райвоенком Д. Жуков, вкратце обрисовав сложившуюся ситуацию, объявил, что нам приказано ехать в город Припять на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он говорил о патриотизме, о гражданском долге, но мы и без этого были настроены решительно: надо, значит, сделаем, доверие оправдаем, – вспоминает Михаил Васильевич.

– На автобусе нас повезли на станцию Белое Озеро, оттуда на поезде добрались до Салавата. Как назло, на железнодорожном вокзале шёл ремонт, там в холоде и просидели всю ночь. Утром прибыли в Салаватский горвоенкомат, а оттуда на автобусах нас доставили в город Тоцк Оренбургской области. Как оказалось, на учёбу. Нас учили обращению с дозиметрами и другими средствами химзащиты, правилам поведения в заражённой местности и многому другому. После завершения двухнедельных курсов – медкомиссия, по результатам которой одного из нас списали. В путь нас отправилось 13 человек, – продолжает ветеран.

– Через некоторое время мы благополучно добрались до Припяти. Местные старожилы при виде нас сочувственно вздыхали: «Нашу молодёжь всю вывезли, что же они вас-то пригнали? Мы здесь остались доживать, с родной земли уезжать не захотели…». А мы-то что, молодые были, угрозы, что таит в себе радиация, не осознавали: враг ведь невидим, потому и не казался страшным.

Разместили нас в «чистой» зоне, в 32-местной палатке, наших здесь уже был целый посёлок. На работу полностью экипированными возили в «грязную» заражённую зону. Я проводил сварочные работы, дезактивацию помещений, выполнял, что поручали. Так пролетело 4 месяца – дольше там никого не задерживали, – делится ликвидатор.

После возвращения домой его жизнь продолжилась в прежнем русле. Дети росли, взрослели. К великому горю родителей, сын Сергей разбился на машине. Сейчас дедушку с бабушкой радуют две внучки Юлия и Анастасия. А сам Михаил Васильевич готовится в октябре отметить своё 75-летие.

– Но до этого надо во всеоружии встретить садово-огородный сезон и поработать летом на грядках от души. Земля не должна пустовать, – замечает кавалер Ордена Мужества М. Николаев.

По чернобыльским дорогам

Другой наш собеседник – ликвидатор-чернобылец Сатлыков Рашит Хабибуллович свой 70-летний юбилей уже отметил 20 января, с чем мы его, хотя и с опозданием, поздравляем и желем в таком же здравии дожить до следующего юбилея.

Ну а родился он в деревне Нижние Ляканды Аургазинского района, хотя с малой родиной его связывают разве что только детство и девять школьных лет. Как в 1969 году уехал на учёбу в ГПТУ № 21 города Стерлитамака, так в родные края возвращался только в качестве гостя. В профтехучилище он получил сразу две профессии: автослесаря и водителя, которые очень пригодились ему в дальнейшей жизни. Сначала – в армии. Служить ему довелось в Заполярье, в полку морской авиации. В обязанности водителя входило обслуживание бесперебойной деятельности авиационного полка. Демобилизовавшись и приехав в Стерлитамак, он начал работать на автобусе.

Но в 1975 году произошёл крутой поворот в его жизни – переезд в Гафурийский район, откуда родом его супруга Рамзия Фахретдиновна (в девичестве Байдавлетова). В этом же году родилась у них дочь Светлана, а ещё через пять лет – дочь Линара. Когда старшей дочери было двенадцать лет, а младшей – семь, ему так же, как и М. Николаеву приказали явиться в райвоенкомат. Но было это уже в 1987 году. К тому времени он работал водителем в машинно-счётной станции, а до этого – в ОРСе.

Баранку довелось ему крутить и в Чернобыльской зоне. Но до этого тоже были учебные курсы в Тоцке, затем – Припять с палаточным посёлком в 120 километрах от города – в чистой зоне. Из района вместе с ним отправили тогда 12 человек. Вернувшись домой в декабре этого же года, Рашит Хабибуллович продолжил работу на прежнем месте, а на пенсию вышел в 49 лет (как чернобылец).

Его супруга Рамзия Фахретдиновна более четверти века проработала в детском саду. У ветеранов растут пятеро внуков.

Радиация нанесла удар...

А вот Галея Дарвишевича Хакимова в живых нет уже почти тринадцать лет, он ушёл в мир иной в 58 лет по болезни, связанной с Чернобылем. Зато в ряды ликвидаторов влилась его верная супруга Венера Нуриахметовна, которая до малейших подробностей знает весь жизненный путь супруга, потому что с 18 лет была рядом с ним. Точнее, дружить они начали ещё с четвёртого класса. Жившая в Красноусольске у своей знаменитой бабушки – единственной на всю страну женщины-стеклодува Киньягуловой Хадичи Харисовны, школьница Венера на каникулы приезжала к маме в Янгискаин, где и познакомилась с будущим супругом. Они вместе играли, общались, а повзрослев, поняли, что не смогут жить друг без друга. И когда Венере исполнилось 18, расписались в ЗАГСе города Салават.

В 1974 году у них родился сын Ринат, а через пять лет – дочь Елена. Когда Г. Хакимова командировали в Чернобыль, сын учился в пятом классе, а дочь – в первом. Было это в декабре 1986 года. А вернулся он домой как раз на день рождения любимой супруги, 5 марта. Все четыре месяца, что пробыл в зоне аварии, на грейдере чистил снег. Галей Дарвишевич вспоминал, что снег был чёрный – от поднимающейся пыли, а вокруг «ржавого» цвета хвойный лес, моментально «сгоревший» от радиации...

После возвращения Г. Хакимов продолжил работать на стеклозаводе вплоть до его закрытия. Вышел на пенсию как чернобылец в 50 лет, но без трактора не мог жить. Однажды Венера Нуриахметовна случайно увидела, как муж с любовью гладил колёса своего бывшего трактора. И тогда домочадцы после семейного совета дали главе семейства добро на продолжение работы. Его «кормильца» после закрытия КСЗ выкупило другое предприятие, вот он туда и устроился.

Память о супруге, отце и дедушке сегодня свято чтят и хранят его шестеро внуков, дети и сама Венера Нуриахметовна, которой мы от души желаем оптимизма и бодрости, оставаться такой же активной участницей ветеранской организации ликвидаторов, как охарактеризовала её председатель РОО «СоюзЧернобыль» И. В. Дмитриева.

Хочется пожелать здоровья и другим «чернобыльцам», ведь последствия облучения всё ещё сказываются на их самочувствии.

Автор:Талига Файзуллина
Читайте нас: