Причин, почему ребёнок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребёнка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.
Логопедическая (и не только) работа с неговорящими детьми всегда должна начинаться с консультации их родителей. Но взрослые тоже по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что их чадо в 2,5 года молчит (ведь практика последних лет показывает, что многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет). Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Овладение ребёнком сложной речевой системы родного языка – очень непростой путь. Поэтому чем раньше будет оценена реальная ситуация родителем и начата коррекционная работа с ребёнком, тем этот путь будет короче. В противном случае ребёнку может понадобиться не только помощь логопеда или дефектолога, но и других специалистов.
Куда необходимо обратиться родителю неговорящего ребёнка?
В первую очередь следует обратиться к детскому неврологу, который проведёт комплексное обследование психофизиологического развития ребёнка и подтвердит или опровергнет подозрения родителя.
Далее следовать инструкции невролога, то ли это будет обращение к логопеду в случае задержки речевого развития, то ли это будет помощь дефектолога при алалии, психологическая поддержка при аутизме или консультация отоларинголога при нарушении слуха.
Чего ни в коем случае нельзя делать родителям неговорящего ребёнка?
1. Пускать всё на самотёк. Также хочется здесь подчеркнуть тот момент, что некоторые родители подвержены влиянию родственников, а также других людей, которые «успокаивают» их, говоря о том, что «все само по себе произойдет», «всему свое время» и т. д., тем самым упуская драгоценное время. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трёхлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии ребёнка.
2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное её разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребёнок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников – не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков. Важно, обращаясь к «непонимающим» и «невидящим проблему» родителям, корректно объяснить об её существовании.
Родители, помните! Ваш ребёнок должен хотеть говорить, или, по крайней мере, подражать речи взрослого (лепетом, бормотанием, жестами, как угодно). А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно обязательно обращаться к специалистам (врачам, дефектологам, логопедам, психологам). Удачи вам и вашему ребёнку!
А. Юнусова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Теремок».