Как рассказал заместитель министра ЖКХ Башкирии Марат Шангареев, размер платежей будет меняться в зависимости от сезона. Осенью и зимой они вырастут примерно на 50% (то есть все платежи за коммунальные услуги примерно на 20%), а летом, когда батареи не греют, вы не будете платить ничего. В общей же сложности за год вы заплатите столько же.
Рассмотрим на примере. Допустим, сейчас вы платите за отопление четыре тысячи рублей в месяц, это 48 тысяч в год. С октября вы будете платить по шесть тысяч в месяц, но только с сентября по апрель. Летом в графе «отопление» будет ноль. Итого получится те же самые 48 тысяч.
Чем не устраивает нынешняя схема?
Сейчас мы платим по так называемому «рассчитанному нормативу». Считают размер платы так: берут расходы дома за прошлый год и делят на 12 месяцев. Сколько вышло, столько люди и оплачивают.
«Слабое звено» этого способа – размер платы зависит от того, тёплая зима или холодная. Дело в том, что раз в год поставщик тепла обязан делать перерасчёт платы за отопление. Если прошлая зима была тёплая, перерасчёт получается в пользу потребителя, и нам возвращают часть денег. Если холодная, то люди должны ещё и доплатить. Так, например, случилось в конце января 2019 года в Кумертау, где после перерасчёта многие люди должны были доплатить около пяти тысяч рублей. С новой схемой никаких перерасчётов не будет: сколько взяли, столько и получили.
Кстати, поскольку весь год мы платили по старой схеме, в первом квартале 2020 г. собственникам пересчитают плату за 2019 г. Начиная с 2021 г., при новом способе оплаты 1/8 корректировка уже не потребуется.
Во-первых, это справедливо. Вы можете переезжать, покупать или обменивать квартиры и в любом случае платить только за себя и только то, что расходовали, а не за абстрактного дядю, который жил там в прошлом году.
Во-вторых, как уже говорилось выше, не придётся платить за отопление летом и не будет никаких перерасчётов с доплатой.
Правозащитник, руководитель общественной организации «Центр защиты прав собственников «Уфасити.ми» Вадим Беляков также считает, что оплата фактического потребления удобнее и имеет больше плюсов, так как повышается прозрачность расчётов.
– По схеме 1/12 управляющие компании обязаны ежегодно корректировать оплату и делать перерасчёт, но фактически от них это приходилось постоянно требовать. Если в домах будут счётчики, то при должном контроле жильцы смогут видеть реальное потребление дома, – говорит он.
Как рассказывает заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, экс-мэр Уфы Павел Качкаев, из-за неплатежей поставщики тепла вынуждены зимой брать кредиты, чтобы купить топливо. Это сказывается на себестоимости тепла для жильцов.
– На схему 1/8 перешло больше половины регионов России. Главное её преимущество — люди видят расходы по своему дому сразу, а не в конце года, когда нужно доплачивать, – говорит эксперт.
Все льготы и доплаты, которые действуют сейчас, при переходе на новую схему сохраняются, но будут подстраиваться под сезон. То есть зимой, когда плата чуть выше, размер компенсаций будет расти, а летом, соответственно, снижаться. Напомним, что право на ежемесячные денежные компенсации имеют инвалиды, участники Великой Отечественной войны, «чернобыльцы», ветераны труда, многодетные малоимущие семьи.
Куда жаловаться, если в квартире холодно?
1. Позвоните с жалобой в диспетчерскую своей управляющей компании (УО). Запишите номер, время заявки и ФИО диспетчера, который её принял. Жилищные службы обязаны прореагировать в течение двух часов.
2. Если сотрудники УО пришли – составляете в двух экземплярах акт замера температуры в квартире. Одну копию забирают себе сотрудники УО, вторая остаётся у вас! Вы обязательно должны получить свою копию акта, без неё доказать что-то нереально.
3. Если в течение двух часов никто не пришёл – зовите трёх соседей и составляйте акт сами в произвольной форме. Пишете в нём, что подали такого-то числа в такое-то время заявку, в течение двух часов никто не пришёл, указываете, с помощью какого градусника измеряли температуру и какие показатели в каждой комнате. В акте укажите дату, время, кто составил, напишите, что сотрудники УО не явились. Подписывают обязательно три человека!
4. Относите копию акта в УО – почтой или через сайт. Ждёте, когда они исправят ситуацию с отоплением.
5. После исправления ситуации сотрудники УО обязаны составить акт в двух экземплярах, что температура стала нормативной. Только с этого момента заявка считается выполненной.
6. Снова пишете в УО письмо, требуете произвести перерасчёт за оказание услуги «Отопление» ненадлежащего качества за период с момента вашего первого звонка до момента составления конечного акта.